Возможно, вы слышали, как чрезмерная похвала детей может привести к их неспособности справляться с неудачами, снижению мотивации и даже к завышенному чувству собственного достоинства (или, что ещё хуже, к нарциссизму).
Сказать «ты молодец» — неплохой способ похвалы, но есть ещё лучшие способы, которые могут создать внутреннюю мотивацию вашего ребёнка и настроить на усердную работу.
Хвалите жестами
В одном исследовании исследователи изучили, как хвалили детсадовцев.
Дети, которых хвалили за «качества» (например, вы хорошо рисуете/вы умны/вы артистичны), были наименее мотивированы при выполнении задания и демонстрировали меньше удовольствия от его выполнения.
Дети, которых хвалили за их усилия (например, вы усердно работали над этим рисунком) или давали осязаемую похвалу (например, «Вау, дай пять» или пожимали руку), демонстрировали большее удовольствие от выполнения задания и настойчивость даже после ошибок в задании.
Дети, которые больше всего положительно отзывались о себе и своих рисунках, получали похвалу жестами — большой палец вверх или «пять».
Когда вы видите, что ваш ребёнок проявляет упорство или достигает чего-то, вы радуетесь за него и хотите это отпраздновать. Сказать «Дай пять» и пожать ему руку с широкой улыбкой — это признаки искренней гордости и ободрения.
Когда мы делаем это — мы на самом деле не хвалим наших детей, мы поощряем их. Это тонкое, но важное отличие. Оказывается, лучший способ поощрить наших детей — это не то, что мы им говорим, а то, что мы делаем вместе с ними.
Спросите ребёнка, что он чувствует, когда проявляет настойчивость
В следующий раз, когда ваш ребёнок добьётся чего-то — особенно того, над чем он усердно работал, и вы увидите, что он гордится собой, скажите: «Как ты себя чувствуешь?» Попросите его описать это чувство:
- «Каково это, преодолевать трудности в твоём задании?»
- «Как ты себя чувствуешь, когда только начинаешь идти к своей цели?»
А затем — в следующий раз, когда он захочет сдаться или почувствует, что что-то идёт слишком сложно, — напомните ему о том, как он себя чувствовал, когда раньше преодолевал трудности. Память об этом чувстве сделает достижения гораздо более значимыми, чем любая внешняя похвала или награда.
Размышления о том, что он чувствует, когда делает что-то, помогает уравновесить склонность мозга к негативу.
Со временем приятные чувства, связанные с достижениями, станут частью самоощущения вашего ребёнка. Он будет думать про себя:
- Я могу заниматься более сложными делами;
- Я могу столкнуться со своим страхом;
- Я могу справиться с трудными задачами, которые кажутся невозможными.
#детскаяпсихология #дети #психология #похвала