Одной из самых интересных книг авторства Кирилла Юрьевича Еськова, помимо замечательного учебника по палеонтологии «История Земли и жизни на ней», стал великолепный конспирологический труд «Евангелие от Афрания», появившийся в 1995 году. Но нельзя сказать, что он вовсе лишён недостатков. И самым главным из них является бессмысленность самой спецоперации, задуманной и осуществлённой, согласно автору, римской спецслужбой, филиал которой в Иудее возглавлял некий Афраний.
Любая операция, на которую выделяются казённые средства и к осуществлению которой привлекается агентура, должна быть чётко обоснована. Необходимость её проведения не должна вызывать у начальства никаких сомнений. И какова же цель спецоперации «Рыба», которая, по Еськову, привела к возникновению христианства? Этой целью заявлено создание нового религиозного учения, терпимого к римской оккупации Иудеи. Вроде бы, с римской точки зрения, цель благая и вполне достижимая. Даже если новая секта проиграет, само её появление внесёт раскол в ряды непримиримых иудейских патриотов. Ведь верно же?
Представим себе, что к римскому префекту Иудеи, бывшему военному командиру Понтию Пилату, приходит некий офицер из фрументариев (так в Древнем Риме назывались разведчики) и предлагает — а давайте создадим у этих диких аборигенов новую секту, которая не будет нам враждебна. Пилат же в ответ задаст всего один вопрос, на который ответить будет крайне сложно. Он спросит: «А зачем?»
В Иудее того времени существовало множество религиозных течений, сект, просто бродячих проповедников. Тех из них, кто призывал к вооружённой борьбе против Рима, римляне отслеживали и прореживали по мере возможности. А на всех остальных просто не обращали внимания. Добавлять к ним ещё одну мелкую группировку не было никакого смысла. Тем более, что мирные проповедники ничего не решали и на общую политической ситуацию не влияли. Их иногда слушали, но действовали-то не мирные земледельцы и горожане, а экстремисты-сикарии. Которым все проповеди мира и дружбы с оккупантами были заведомо неинтересны.
Но это не главное. В то время далеко не все иудеи были сильно религиозными, и не все религиозные, даже из числа самых упоротых и упёртых, хотели подвергать себя риску в прямом противостоянии с римскими оккупантами. Верхушка общества, так называемые саддукеи, охотно шли на взаимовыгодное сотрудничество с римской властью. Ниже уровнем находились фарисеи. Они были куда более религиозны, порой до фанатизма, но предпочитали просто не контактировать с язычниками. Были ещё и ессеи, идеологически близкие к будущему христианству, но они и вовсе жили отшельниками в пустынных областях.
Внедрять свою агентуру римлянам имело смысл только к сикариям и ни к кому более. И только с целью подстав, провокаций и в конечном итоге уничтожения групп антиримского подполья. Создавать же новое религиозное учение, которое может быть станет популярным через сотню лет — это даже не авантюра, а совершенно бессмысленное занятие. К тому же римляне отлично понимали, что это новое учение сразу же будет обвинено остальными иудеями во всех смертных грехах, после чего его последователей местные фанатики просто уничтожат физически. И они не ошибались, в самой Иудее (в отличие от еврейских общин в других местах Римской империи) раннее христианство успеха у широких народных масс не имело.
Допустим, за группой апостолов во главе с Иисусом действительно кто-то стоял. Многие евангельские чудеса в самом деле можно трактовать конспирологически. Особенно подозрительным выглядит странная неуязвимость самого Иисуса — чего стоит одно только изгнание менял из Храма. В такой ситуации храмовая стража, да и сами менялы, вполне могли просто забить хулигана, мешающего нормальному бизнесу, до смерти. Ведь их было в разы больше, чем сторонников Иисуса, пришедших с ним в Иерусалимский храм.