Она боялась выступать перед аудиторией. Даже тост сказать в новой компании ей было страшно. А вдруг она скажет что-то не то? Вдруг все начнут смеяться? И тогда она будет себя чувствовать ничтожеством. Этот страх стал навязчивым. Он обрастал, как снежный ком. Она стала бояться упасть в обморок в людном месте. Пойти на йогу, которую она так любила, тоже не могла. Вдруг и там, произойдет что-то плохое.
Это была травма. Итог травмы – позиция жертвы, которая «укрепляется» глубоко в подсознании.
«Эта позиция связана с негативными эмоциями, закрепившимися в его психике, ассоциативно связанными с особенностями первичной ситуации. В результате, встречаясь в жизни с ситуациями, чем-то напоминающими первичную, субъект переживает чувство беспомощности и старается их избегать, то есть боится, даже если знает, что реально они не несут угрозы. Страх становится навязчивым, потому что клиент борется с ним, но не может «вытолкнуть» из своего психического мира» (Н.Д. Линде «Эмоционально-образная терапия»)
Причина страха взрослой женщины оказалась в её семи годах!
Это была школа. Первый класс. Всё было ново для маленькой девочки. Она шла в школу, с радостью и за знаниями, как и большинство детей того времени.
За день до «спускового события» учительница задала на дом детям выучить стихотворение. И девочка очень старалась! Ей так хотелось получить заветную звёздочку! Дома, с мамой они несколько раз повторили стих. Девочка знала стих «на зубок» и была готова.
Учительница вызывает её к доске. Девочка выходит. И почему-то стих, который она так хорошо рассказывала дома, возле доски напрочь забывается! Она рассказывала, как могла, запинаясь и заикаясь от страха.
А в этот момент учительница начала её высмеивать и ругать: «Ты совсем его не учила! Как тебе не стыдно. Ты зачем вышла к доске! Дети, посмотрите, как не надо рассказывать стихотворение!»
Дети, они маленькие и им дай только повод посмеяться. И они стали «ржать» на весь класс.
Всё! Ловушка травмы захлопнулась!
Она со слезами села за парту. Придя домой, девочка сказала, что больше в школу не пойдет ни за что! Но мама сказала, что значит она действительно не совсем хорошо выучила стих. И в школу идти нужно. Просто нужно больше стараться!
Вот так «поддержала» мама. И она ходила, но уже нигде не «вылазила», старалась сидеть как мышка.
С тех пор прошло тридцать лет, а страх выступления «у доски» так и остался.
«Лечение» состояло в осознании, что она была на тот момент просто маленькой девочкой, которая имела право на ошибку и просто нуждалась в поддержке.
Используя метод «рескриптинга», она переписала свою детскую травму, введя «помогающую фигуру» - отца, который пришёл и «поставил учительницу на место»!
«Нейробиологические исследования показывают, что правильно примененный рескриптинг помогает переструктурировать память и снизить значимость травматических воспоминаний. И тогда человек перестает чувствовать себя беспомощным перед сходными обстоятельствами в нынешней жизни. Более того, он может посмотреть на свои сильные переживания и мрачные мысли как бы со стороны, допуская, что они являются результатом негативного прошлого опыта».
Осознав, что сегодня она уже не маленькая девочка, а окружающие люди вокруг это не класс с учительницей. Дав поддержку своему «внутреннему ребенку»: «Я люблю и поддерживаю тебя! И никому не дам в обиду». Она, обновленная отправилась на занятия йогой.
Начало положено!
Автор: Колесникова Светлана Валерьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru