Найти в Дзене
Путь героя

Почему "Властелин Колец" - пожалуй, один из лучших фильмов на свете?

Стоит сразу оговориться - я буду рассматривать трилогию Питера Джексона. Причём все три фильма сразу, хотя, возможно, кому-то захотелось бы оценить и каждый по отдельности, ведь темп повествования там разный. Но всё же я считаю их цельным произведением, поделённым на 3 части просто потому, что смотреть 9-часовой фильм было бы физически сложно.

Начнём!

1. Сюжет

Тут всё не могло быть плохо, учитывая мощь первоисточника. Роман Джона Рональда Руэла Толкина изначально - одно из самых проработанных в плане истории произведений. Проблемой было только адекватно перенести обилие персонажей, сюжетных линий и событий на экран, не выйдя при этом за рамки полнометражного фильма (4-х или 5-часовой фильм смогли бы посмотреть только очень лояльные зрители).

Кадр из фильма "Властелин колец: Братство кольца"
Кадр из фильма "Властелин колец: Братство кольца"

И у Питера Джексона это получилось! Хотя некоторые сюжетные линии были урезаны или опущены, всё же цельность повествования была сохранена, а все главные персонажи получились убедительными и разноплановыми.

Но главное - если брать основу сюжета, то это типичное, настоящее "путешествие героя". Да, безусловно, путь Фродо обрастает почти столь же значимыми для истории, а порой и более весомыми персонажами Арагорна и Гэндальфа, но всё же именно с хоббита история начинается, он проходит все стадии пути и история заканчивается именно на нём. И поэтому "Властелин Колец", хотя и был придуман одним человеком и снят другим, по сути своей есть классический эпос, который удобен и понятен каждому, кто хоть раз читал мифы или сказки.

Оригинальная книга включает в себя более 700 страниц. фото: Shutterstock.com
Оригинальная книга включает в себя более 700 страниц. фото: Shutterstock.com

Самое главное - при всё "банальности" истори - борьба добра со злом, именно эта простота трактовки без всяких ироничных заигрываний и экспериментом даёт максимальную полноту произведению. Это хрестоматийный эпос, сказка сказок, канон и образец для подражания, на основе которого можно строить любые другие истории и всячески разбирать произведение на элементы, собирая нечто новое. Это образец фэнтези, который невозможно превзойти.

2. Персонажи

Самое главное богатство истории - это персонажи, коих здесь много, и взаимодействие между ними очень объёмное. В трилогию уместились несколько линий дружбы, вражды, любви, предательства, лжи, при этом центральные персонажи проходят через несколько стадий своего становления. Далее - спойлеры(!).

Братство кольца в полном составе. Источник: marydrover.com
Братство кольца в полном составе. Источник: marydrover.com

Фродо - изначально довольно робкий хоббит, боящийся, как и все представители этого народа, внешнего мира. Можно назвать его центральным персонажем, с которого действие и начинается. С момента принятия на себя нелёгкой ноши в виде кольца Всевластия, Фродо начинает сопротивляться и ему, и чуждому ему пути на другой конец континента. Параллельно с этим у хоббита есть дружеские чувства к Сэму, жалость к Голлуму и чувство ответственности перед Гэндальфом и доверившим ему опасную миссию братством.

Гэндальф - серый волшебник, изначально выглядящий как бродяга, но затем взявший на себя ответственность в роли проводника отряда, сопровождающего Фродо и кольцо. После сражения с исчадием тьмы (демоном Балрогом) он, как и подобает герою эпоса, перерождается, причём становится белым магом (архетип близкий к библейским апостолам). При этом Белый маг куда более решителен и менее эмоционален.

"Catch phrase" от Гэндальфа . Кадр из "Властелин Колец: Братство кольца"
"Catch phrase" от Гэндальфа . Кадр из "Властелин Колец: Братство кольца"

Арагорн - изначально вводится как персонаж неясных намерений, затем он начинает занимать всё более значительную роль в судьбе всего Средиземья, а к концу трилогии и вовсе в роли наследника престола возглавляющий решающее сражение со злом. При этом представляющийся любовным интересом двух дам (эльфийки и человека), а также немаловажным членом дружеского союза вместе с гномом и эльфом (троица Гимли-Арагорн-Леголас, собравшаяся вначале 2 фильма пройдёт вместе весь путь до конца).

3. Видеоряд и саундтрек

Если сравнивать "Властелин колец" с фильмами, вышедшими до него, то таких же массовых и зрелищных, динамичных батальных сцен я вспомнить не могу. Особенно они хороши во второй и третьей частях. Пожалуй, даже сегодня можно по пальцам 1 руки пересчитать сцены битв, которые стоят в одном ряду с ними. При этом несмотря на то, что 2 главные сцены сражений - это штурм орками человеческих крепостей, они имеют совершенно разное настроение и масштаб.

Один из самих эпичных моментов битвы: атака конницы Рохана на урук-хаев Сарумана возле Хельмовой пади. Кадр из фильма: Властелин колец: Две башни.
Один из самих эпичных моментов битвы: атака конницы Рохана на урук-хаев Сарумана возле Хельмовой пади. Кадр из фильма: Властелин колец: Две башни.

Битва при Хельмовой пади кажется более камерной и обречённой до самого финала, во многом из-за того, что происходит ночью. Битва на Пеленорских полях (штурм Минас-Тирита) имеет куда больший размах и продолжительность, при этом подмога приходит то с одной, то с другой стороны, и не читавший книгу испытывает по-настоящему сильные эмоции и переживания.

Кроме битв можно упомянуть безупречные декорации абсолютно всех локаций, которые выглядят максимально разнообразно и правдоподобно. Вы легко понимаете, где происходит действие и не путаетесь, даже если сцены меняются на лету. Всё благодаря работе с цветокоррекцией сцен. Например, сцены в Лотлориэне сначала показаны в золотом цвете, чтобы показать светлую сторону эльфов, но затем переходят к синим оттенкам, показывая немного отстранённую "ведьминскую" ауру Галадриэль. Отличаются по гамме и сцены с Роханом и Гондором - вы никогда не спутаете залы дворцов и улицы городов этих народов.

Кадр из фильма "Властелин колец: Братство кольца"
Кадр из фильма "Властелин колец: Братство кольца"

Ну и конечно, всю атмосферу закрепляет потрясающий саундтрек Говарда Шора, который погружает нас внутрь эпоса и ловко управляет эмоциями. Примерно 50% эмоциональных переживаний от фильма даёт именно саундтрек.

Вот так! Разбирать Властелин Колец можно бесконечно. По размаху событий и обилию персонажей и существ с ним могут сравниться разве что "Звёздные войны", но в жанре фэнтези никаких конкурентов у него быть не может. Есть книжные Вселенные, которые более проработаны, но, пожалуй, именно Властелин колец был и остаётся образцом фэнтези и его прародителем с классическими орками, эльфами, гоблинами и драконами. Джон Рональд Ройл Толкин переосмыслил класические эпосы и сказки и создал нечто новое, куда более масштабное и главное - интересное.

Даже спустя 20 лет фильм смотрится современно и как в плане съёмок, так и в плане спецэффектов, сюжета и тематики. Именно это говорит о том, что перед нами - живая классика!