Уже упоминал и еще обязательно напишу подробно про свои два пруда/водоема: природный и искусственный. Тут – только про одно свежее впечатление.
Водная экосистема в саду, даже самая простая, — это особый, не преувеличу – фантастический, до конца не понятный мир. Готовый открыть удивительное, интересное, неожиданное, - присмотрись.
Вот только, что увидишь в этой позднеосенней воде, темной, усталой, неживой уже.
Но неживой ли? Вот прохожу мимо своего искусственного прудика (естественный пока только заполняется ливнями - вся поверхность в оживающей ряске и в опавших листьях). В нем засыпает нимфея и где-то прячется невыловленный малек-золотая рыбка (слишком шустрый для моего сачка). Вроде ничего больше уже не должно быть.
И вдруг – как в фильме ужасов: змеится-струится у самого берега жуткое своей неправдоподобностью существо. Нереально тонкое, длинное, черное. Волнообразно изгибается, явно пытаясь выползти из воды. Вот этого не делай, жуткое ты!
Сколько ни возился с водоемами и в них, никогда такого не видел. Но смутно подозреваю/вспоминаю, что мы знакомы. Учил ведь когда-то, читал.
Так волосатик же это, нематофора, конский волос. Не знаете такого, не встречали? А между прочим это - представитель отдельного типа животных, то есть такого же высокого таксона, как моллюски или членистоногие. Совсем особый и поразительный зверь.
Известно 320 видов волосатиков, которые объединяются в два семейства. У них своеобразный паразитизм: личинки паразитируют в некоторых насекомых, прямокрылых, например, или в ракообразных. Превратившись в организме несчастного хозяина во взрослого волосатика, личинка вынуждает его отыскивать водоем (жажду, наверное, жуткую провоцирует). Достигнув воды, нитеобразное чудовище покидает ненужного уже хозяина (тот, ясное дело, погибает) и переходит к водному образу жизни. В воде волосатики уже не питаются – у них там внутри все уже атрофировано, кроме того, что нужно для возобновления рода. Поэтому и стройные такие – нет ничего внутри. В воде они и спариваются, оставляют море яичек, которые с водой попадают в организмы новых хозяев.
Слава богу, людям волосатики совершенно не опасны. Только видеть их – жутко. Но … любая жуть притягательна и интересна. Тем более, редкая.
К тому же мой искусственный прудик для плавающего в нем волосатика – гибельный тупик. Очевидно, случайно он сюда попал, от обезумевшего кузнечика или стрекозы. Вряд ли найдет он себе тут пару, не совьется с ней в жуткий клубок/гордиев узел, не оставит паразитического потомства. Да и припозднился он что-то, выпал из сезона. А жизни ему природой отмерен лишь месяц ...
Только побудоражил мою фантазию, ужаснул, заинтриговал. Заодно напомнил забытые курсы зоологии беспозвоночных и гидробиологии…
PS. Фотография неудачная, увы. Но и объект не самый выигрышный для фотографирования.
PPS. Через пару дней волосатик опять выплыли к солнечному берегу. На этот его выловил и сфотографировал на камне. На ощупь напоминает трубочника, только гораздо длиннее, совершенно гладкий и очень упругий - как леска. А еще верткий.