Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 3-ей главы Евангелия от Луки.
Четвертая глава начинается с описания искушения в пустыне. Сначала Иисус отправляется в пустыню на 40 дней, и все эти дни его одолевал нечистый:
“Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни” [Лука. 4:2].
Хотя, из 4 главы Евангелия от Матфея можно предположить, что лукавый явился Спасителю после этих дней, когда тот, наконец, проголодался.
Дьявол также трижды искушает Иисуса, но тот отказывает, опираясь на те же самые цитаты из Второзакония, только очередность соблазнов другая. Сначала сделать камни хлебом, потом - власть над царствами, в завершение - броситься с высоты. У Матфея два последних в обратной очередности. Сатана ушел ни с чем, а информации о том, что его место заняли ангелы, о чем писалось в первом Евангелии, нет. Напомню, что у Марка этот сюжет описан вскользь одним стихом.
Христос отправляется в родной город:
“И пришёл в Назарет, где был воспитан” [Лука. 4:16].
Там является в субботу в синагогу, читает людям из книги пророка Исайи глава 61, стих 1. Закрыв ее сообщает, что теперь сбудется написанное там:
“И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами” [Лука. 4:21].
Слушатели удивились и засомневались, как он может такое говорить:
“не Иосифов ли это сын?” [Лука. 4:22].
Дальше Христос говорит, что
“никакой пророк не принимается в своём отечестве” [Лука. 4:24],
а затем пространно объясняет, что не всем подряд дается благодать, и то что Назарет - его родной город, не дает жителям никаких привилегий. Люди расстроились, хотели скинуть Иисуса с высокой горы, однако, он удалился. Эту же историю, но не так подробно, освещали Матфей в 13 главе и Марк в 6 главе.
Спаситель уходит в Капернаум, где излечивает бесноватого в синагоге, запретив бесу:
“Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него” [Лука. 4:35],
потом тем же способом исцеляет тещу Симона от горячки:
“Он запретил горячке” [Лука. 4:39],
и еще многих хворых, которых к нему приводили. Эту историю Матфей описал в 8 главе, сразу после Нагорной проповеди, а Марк - в первой. Интересный акцент добавляет Лука, когда бесы, изгнанные из бесноватых, говорили:
“Ты Христос, Сын Божий” [Лука. 4:41],
Иисус им запрещал, тогда как в двух предыдущих Евангелиях описано, что он излеченным людям не велел о нем говорить.
На этом четвертая глава Евангелия от Луки завершается, в следующей публикации нас ждет 5-ая.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь