Найти тему
Строительный мир

Первый в России: из истории знаменательного для отечественного судоходства события

Случилось это 15 ноября 1815 года. В тот день ранним утром первый пароход, выпущенный в Российской империи на заводе Берда, отправился в свое дебютное плавание по Неве из Санкт-Петербурга в Кронштадт. До этого судно было несколько раз испытано на главной реке города и на пруду Таврического сада, где в сентябре его продемонстрировали царской семье.

© public domain (Первый русский пароход, построенный на заводе Карла Берда в Санкт-Петербурге)
© public domain (Первый русский пароход, построенный на заводе Карла Берда в Санкт-Петербурге)

Расстояние между пунктами назначения (около 25 км) стимбот (так называл пароход на английский манер сам Карл Берд) преодолел примерно за три часа (информация на этот счет в источниках встречается разная: от 2:45 до 3:30 ч.). Двигался водный транспорт со средней скоростью 5 морских миль в час (10 км/ч).

А. А. Брандт. Очерк истории паровой машины и применения паровых двигателей в России. — СПб., 1892. — С. 43:

«[Пароход] имел длину 60 футов, ширину 15 футов и осадку 2 фута. Колеса диаметром 8 футов, шириною 4 фута, имели по 6 лопастей шириною 4 дюйма, углубленных в воду на 9 дюймов, и делали 40 оборотов в минуту».
© public domain (Первый русский пароход, построенный на заводе Карла Берда)
© public domain (Первый русский пароход, построенный на заводе Карла Берда)

По сути Берд не построил судно с нуля. Он использовал тихвинскую деревянную барку, на которой примерно по центру, в трюме, смонтировал паровую машину Уатта мощностью 4 л. с. и установил однотопочный паровой котел, для питания которого водой использовался специальный насос. Работал котел на дровах, хотя, по некоторым сведениям, применялся частично и уголь.

Дымовая труба высотой свыше 7,5 м и диаметром 0,3 м была изначально кирпичной, но затем ее заменили на металлическую. При попутном ветре труба служила мачтой для паруса. В качестве движителей использовались два бортовых шестилопастных колеса диаметром 240 см. Для пассажиров на корме были установлены деревянные скамьи с навесом из плотной ткани.

По прибытию в Кронштадт судно, получившее название «Елизавета», простояло там несколько часов — его посетил ряд должностных лиц, а любопытные граждане могли наблюдать за диковинным транспортным средством на расстоянии.

© public domain (Пароход Берда на Неве)
© public domain (Пароход Берда на Неве)

После обеда пароход отправился в обратный путь, который из-за непогоды занял значительно больше времени — свыше пяти часов. Сильный ветер вызвал качку, и у некоторых пассажиров появились признаки морской болезни. Поэтому в штормовых условиях двигаться пришлось чуть медленнее. Обратно в Петербург судно прибыло около 19 часов.

Эксперимент оказался более чем успешным, и правительство поддержало начинания Карла Берда, который в следующие годы построил еще несколько пароходов, осуществлявших регулярные рейсы между Кронштадтом и Санкт-Петербургом. В 1820-м на данном направлении ходило четыре судна, два из которых имели мощность 32 л. с. Пароходы строились и на других предприятиях.

В. Весновский. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. — Екатеринбург, 1904. — С. 95:

«На Пожевских заводах был сделан один из самых первых пароходов в России, именно первый после парохода Берда. Строитель этого парохода — местный техник — оказался догадливее иностранного техника Берда, снабдив пароход железной трубой, тогда как труба на пароходе Берда была кирпичная».
© public domain (Один из первых пароходов на Волге, рис.)
© public domain (Один из первых пароходов на Волге, рис.)

История торговли и промышленности в России. — Т. II. — Вып. VII: Пути сообщения. — СПб., 1913. — С. 6:

«Берд, получив привилегию на учреждение пароходства по всем русским рекам, приступил к постройке нескольких пароходов и составил для этой цели компанию, которая, однако, скоро рушилась. В числе ее участников был помещик Ярославской губ. Дмитрий Петрович Еврейнов, который не оставил предпринятого дела и приобрел от Берда его права на учреждение пароходства по Волге, а также машины с недостроенных Бердом пароходов. Первый пароход Еврейнова появился в 1820 г., назывался «Волга» и имел длину 84 фута, ширину 21 фут при двух машинах в 30 сил каждая с гребными колесами и кабестаном. Постройка парохода обошлась Евреинову в 100 т. руб. Первый опыт над его действием произведен на р. Мологе 29 апр. 1820 г.».

Примечательно, что на месте Берда в свое время мог оказаться американец Роберт Фултон, которому Александр I в 1813-м предоставил монопольное право в течение пятнадцати лет эксплуатировать на российских реках пароходные суда, включая направление Петербург – Кронштадт. Но иностранец не выполнил одно из главных условий, согласно которому, он должен был спустить на воду первое такое судно в течение трех лет. Еще до истечения этого срока стало понятным, что затея не удастся, поэтому привилегия перешла к шотландцу Берду.

© public domain (Пароход «Тюмень» Министерства Путей Сообщения. 1912 г.)
© public domain (Пароход «Тюмень» Министерства Путей Сообщения. 1912 г.)

В 1818-м на Ижорских заводах построили и первый военный пароход в стране (по некоторым данным, тогда он был и единственным в Европе) — «Скорый» мощностью 32 л. с. Гражданские суда с поршневыми паровыми машинами со временем появились на Волге, Каме и других российских реках. Пароходное сообщение было организовано и на морях, в частности, уже в 1830-е совершались рейсы между Одессой и Константинополем (Стамбулом). Пароходостроение продолжало активно развиваться в следующие десятилетия в России и мире.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Брандт А. А. Очерк истории паровой машины и применения паровых двигателей в России. — СПб., 1892. — С. 43
  2. Весновский В. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. — Екатеринбург, 1904. — С. 95
  3. Залесский Н. А. «Одесса» выходит в море. — Л., 1987. — С. 7-44
  4. История торговли и промышленности в России. — Т. II. — Вып. VII: Пути сообщения. — СПб., 1913. — С. 6
  5. Стимбот на Неве // Сын отечества. — СПб., 1815. — № 38. — С. 211-214
Его называли технологическим чудом: когда и зачем построили Августовский канал