Найти тему
Будо Глобал

Краткие сведения о системе «Акватинта» (часть 1 из 3)

Недавно вышла книга «Система «Акватинта» или путь к себе». Её автор, Александр Кабанов, один из пионеров каратэ в южном регионе СССР, разработчик и создатель системы физической подготовки «Акватинта», которая объединяет в себе методы выживания, самозащиты и саморазвития человека.
Неоднократно избирался председателем Федерации боевых искусств Ростовской области, с 1978 по 1980 гг. исполнял обязанности старшего тренера Северо-Кавказского военного округа, являлся шефом в/ч 7405 МВД СССР, осуществлял подготовку группы «Стрела» КГБ СССР. Обладатель чёрного пояса по системе «Дхарма-Марга» (боевая йога) и девятого дана по системе «Акватинта», второго дана по шотокан-каратэ, первого дана по айкидо.
Почётный пожизненный член Федерального Альянса Буджитсу России.

---

Создание системы «Акватинта» было заложено в «гротесковый» период появления и дальнейшего развития в СССР боевых искусств, охвативший конец шестидесятых – начало семидесятых годов прошлого столетия.

Это был период, когда эмоциональная составляющая возможностей мастеров боевых искусств зашкаливала, а сами они воспринимались как сверхлюди-полубоги. В то время основные направления боевых искусств были обозначены крупными мазками: дзюдо, каратэ, джиу-джитсу, самбо, кунг-фу, айкидо.

Тогда было недостаточно информации, и мало кто понимал (особенно на периферии, вдали от столицы), что каждое направление имеет ещё массу стилей, поэтому изучалось всё, что можно было получить из разных источников, объединяемых одной темой – боевые искусства. Это была серьёзная аналитическая работа, не привязанная к каким-либо стандартам. Она выстраивалась из несистемных обрывочных сведений, раскрывающих возможности отдельных направлений боевых искусств. Шёл поиск единого стержня, объединяющего конкурентные преимущества различных систем в единое целое.

С годами информации о боевых искусствах стало появляться больше. Лучше стали просматриваться стили, стилевые акценты, отличия, конкурентные преимущества, отдельные несовершенства и крупные недостатки. Начало восьмидесятых было тем периодом, когда по директивам сверху стали происходить отождествления и жёсткие привязки к требованиям тех или иных стилей, утверждённых людьми, далёкими от понимания сути боевых искусств. Всё прикрывалось благими целями – развитием массового спорта, но, к большому сожалению, происходило в ущерб главному – раскрытию возможностей боевых искусств. Выхолащивание прикладного аспекта в пользу бессмысленной и далеко не самой лучшей физкультуры в целом пагубно отразилось на развитии боевых искусств. Люди быстро осознали всю надуманность предлагаемых занятий, и интерес к ним угас. Той массы желающих заниматься и изучать боевые искусства, какова была на первоначальном этапе появления их в СССР, не стало. Научная деятельность в этом направлении человеческой мысли просто умерла за невостребованностью, даже в спецслужбах.

Однако все эти моменты уже не могли повлиять на развитие системы «Акватинта». Матрица системы уже была создана, хотя далеко не все клеточки были заполнены. Необходимо сказать, что до конца они не заполнены даже сегодня. Научный поиск оптимизации технических возможностей человеческого тела продолжается. Создание внутренней структуры, определяющей основные сегменты изучения оздоровительных и боевых техник, входящих в мировые боевые искусства, и понимания вектора развития системы позволило определиться со знаком школы ещё на самой ранней стадии её развития. Он был принят осенью 1974 года. На нём изображена бесконечность (знаний) в виде круга, разделённого на две части – тёмную и светлую, ступени познания.

Философский смысл этого знака заключён в том, что никому не дано обладать всеми знаниями, связанными с боевыми искусствами, но каждый занимающийся в системе может пройти свой путь по ступеням познания, открывая для себя как светлую сторону знаний, так и тёмную. И тот, кто поверил в систему, продолжит твой путь.

Основой «Акватинты» всегда являлась практика принятых системных знаний, основанных на оптимизации физических действий, сохраняющих энергию и не наносящих вреда здоровью занимающегося, к которым относится и боевая техника. Эти знания охватывают широкий круг вопросов, затрагивающих такие важные для жизнедеятельности человека сегменты, как философский взгляд на жизнь, питание, дыхание, двигательная моторика, психическое здоровье и психологическая устойчивость, мышечная выносливость и физическая сила, мобильность, реактивность.

У меня никогда не было сомнений в правильности выбранного пути. Система впитывала в себя самое лучшее, что появлялось в боевых искусствах, и всё то из нашей жизни, что помогало раскрытию возможностей техники в гармонии с душевным равновесием. Это был серьёзный сравнительный анализ, научная работа по изучению, определению причинно-следственных характеристик изучаемого с привязкой к единому целому – стержню системы, заключающемуся в оптимизации движения путём отсечения всего, без чего можно обойтись, при этом сохранив или улучшив качество движения. Этот же принцип используется и в восприятии любой другой информации.

От некоторых техник и постулатов движений мы осознанно отказались, поскольку исполнение их требовало необоснованно большого количества энергозатрат и времени на их исполнение, и подчас при всей эффектности их исполнения была очевидна неестественность и надуманность, а точнее, невозможность применения этих техник в реальной боевой обстановке.

Хотелось бы разъяснить, что является главным в принятии или отказе от той или иной техники.

На первое место в системе «Акватинта» выходит фактор времени – за сколько возможно исполнить техническое действие. В это период включается не только исполнение самого технического действия, но и время, потраченное на «прелюдию» – выход на исходную позицию и запуск технического действия.

Основным мерилом, «фактором времени», является звук «и» – точка отсчёта, точнее, время, потраченное на его произношение. Это время, равное 1/2 секунды. Отсюда начинается отсчёт эффективности той или иной боевой техники.

«И» делится на 1/2, 1/4 и 1/8 «и». В свою очередь 1/8 «и» делится на четыре «мига».

Все нарабатываемые движения в технике должны нести в себе оздоровительный эффект, который накапливается со временем их исполнения.

Жёсткие временные критерии на исполнение поражающей техники накладывают особые требования к физической подготовке и технике передвижения. На результативность такого подхода было обращено внимание других систем ещё в 70-е годы прошлого столетия. Внимание к системе особенно возросло после двух выигранных боёв нокаутом с чемпионами Панамы и Эквадора по каратэ, обладателями первых данов. Бои произошли с интервалом в несколько месяцев, в присутствии большого количества зрителей, в легкоатлетическом манеже г. Ростов-на-Дону, в том месте, где занималась сборная команда Ростовской области по дзюдо. В те годы подобного рода мероприятия были большой редкостью, поэтому имели большой общественный резонанс. После этих боёв в 1976 году я был приглашён старшим тренером по дзюдо В.А. Никифоровым вести занятия со сборной Ростовской области по дзюдо, по вопросам, связанным непосредственно с техникой передвижения и общефизической подготовкой.

В том же 1976 году состоялась встреча с В.Д. Вязьминым и знакомство с системой «Дарума Дзен До» (в дальнейшем «Дхарма Марга»), которая повлияла на становление системы «Акватинта» в её восприятии и оценке возможностей человека в боевой обстановке. Глубина и цельность системы, разработанной В.Д. Вязьминым, стали для меня открытием, поскольку у него был совершенно другой, отличавшийся от общепринятых, взгляд на те вопросы в боевых искусствах, которые меня волновали на тот момент.

И я погрузился в этот глубокий дополнительный источник знаний. В 1976 году я был аттестован по системе «Дхарма Марга» на красный пояс, в 1980 – на коричневый, а в дальнейшем и на чёрный.

Продолжение следует...

Александр Кабанов
Москва, Россия