Воля понимается, как умение собственную идею реализовать в действительности. Уже в 2-3-летнем возрасте воля проявляется, как решение быть самостоятельным. У подростков обостряются волевые признаки: желание самостоятельности наперекор правилам, предлагаемым взрослыми.
Воля содержит такие качества как организованность, дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, терпеливость, решительность, инициативность. Все стороны воли необходимы в учёбе, чтобы она была успешной.
Организованность выражается в полном подчинении составленному распорядку дня, где отражено расписание уроков, время прогулки, сна. Кроме того, порядок на рабочем месте поможет экономить время. При непредвиденных обстоятельствах надо уметь скорректировать распорядок.
Дисциплина включает поведение на уроках, соответствующее требованиям учителей (своевременная явка на уроки, во время урока всё внимание на изучение темы), активное участие в коллективных мероприятиях класса, кружка, секции (воскресник, выставка работ, спортивное соревнование).
Самостоятельность в учёбе заключается в умении осваивать школьные предметы без подсказок и контроля со стороны взрослых, без напоминаний приготовить домашние задания, отстаивать собственное мнение.
Настойчивость это стремление довести начатое дело до конца, преодолевая трудности и нежелание, способность «вписаться» в новый коллектив.
Выдержка предполагает контроль эмоций в конфликтах, спорах, терпение при неудачах.
Решительность нужна при осуществлении принятого решения без колебаний, не растеряться в необычных условиях.
Инициативность в школе это творчество, выдумки ученика, активная поддержка коллективных начинаний (поставленный спектакль, организованное соревнование).
Совокупность этих качеств характеризует успешного учащегося.
Ученик же, получающий низкие оценки в школе, требует к себе дополнительного внимания. Учащийся постоянно опаздывает на уроки, как правило, дело в плохо организованном распорядке дня. Родителям стоит вместе с ребёнком исправить пробелы в распорядке дня. Возможно, игры вызывают большой интерес, в них он довольно успешен. Времени не хватает на домашние работы, он делает их на скорую руку. Ученик на уроках вялый, «отсутствующий», видимо он не высыпается. Родители должны проследить, чтобы он по ночам не «зависал» в Интернете.
Неуверенность, нерешительность появляются, если знания поверхностные. Учитель поможет повысить интерес к предмету, давая индивидуальные задания, выявляя незаурядные способности ученика. Волевые качества прекрасно развивает любой спорт, где можно добиться блестящих результатов только упорным трудом.
Обучаясь в традиционной школе, интернет школе, или инклюзивной средней школе, учащийся должен понимать, что воля имеет решающее значение в дальнейшей профессиональной деятельности.