Найти тему

В Самару! Пожарная часть - средневековый романтизм, спорное авторство, интриги в "коридорах власти" и жена архитектора

Один из лучших памятников производственной архитектуры дореволюционной Самары появился, как ни удивительно, из-за обострения пожарной обстановки в начале 20-го века. В первое его десятилетие город территориально прирастал очень быстро, особенно в северо-восточном направлении, сформировав там крупный поселок Мещанский.

Вот такой красавец вознесся среди деревянных домиков Мещанского поселка
Вот такой красавец вознесся среди деревянных домиков Мещанского поселка

Застройка этого многолюдного, но небогатого пригорода была практически полностью деревянной и довольно тесной. Опасность разгула огненной стихии сочетаясь с отсутствием поблизости постоянной пожарной команды, была одной из главных бед поселка и головной болью для властей. Поэтому решение о строительстве в Мещанском поселке новой Четвертой пожарной части , принятое 10-го февраля 1914-го года, было жителями воспринято с радостью.

первый пожарный автомобиль. Фото 1904-г года
первый пожарный автомобиль. Фото 1904-г года

Строиться решили сразу капитально – здание должно было быть каменным, трехэтажным, с металлическими перекрытиями, кровлей из оцинкованного железа и паровым отоплением. В одном комплексе с пожарной частью планировалось разместить и полицейскую, тоже не лишнюю в этом не самом респектабельном районе. Входы в здание пожарным и полицейским полагались раздельные, так же как и отдельные дворы, причем с полицейского двора проникнуть во двор пожарного обоза было нельзя. Сумма на строительство выделялась очень солидная – 75 тысяч рублей.

Фото начала 80-х
Фото начала 80-х

Стройка началась 1 июня того же года, и участвовали в ней многие известные в городе специалисты. Автором проекта считается архитектор Зельман Вениаминович Клейнерман. Хотя сейчас ряд краеведов противится данному мнению из-за того, что Клейнерман в те годы служил инженером строительного отделения Губернской Управы, а курировал стройку отдел Управы Городской, имевшей своих архитекторов и инженеров. И поскольку проект явно выполнен рукой большого мастера, приписывают авторство Дмитрию Вернеру.

В пользу авторства Клейнермана говорит  и в целом "западный" облик здания, свойственный и другим его произведениям
В пользу авторства Клейнермана говорит и в целом "западный" облик здания, свойственный и другим его произведениям

Хотя, если подумать, пожарная часть строилась полностью на средства города, и ничто не мешало городской Управе заказать проект тому автору, которому она посчитает нужным. А Дмитрий Вернер – да, в силу своей тогдашней должности городского архитектора за ходом строительства наблюдал.

Башенки на аттике с бойницами-машикулями - тоже "средневековые" детали
Башенки на аттике с бойницами-машикулями - тоже "средневековые" детали

Что касается подряда на строительство – по итогам конкурса он достался уже хорошо нам знакомому Георгию Мошкову – крестьянскому «самородку» из Бузулука и ученику Александра Щербачева. В подряд входили кирпичная кладка, цокольные, кровельные, бетонные и плотничьи работы.

Бывшая полицейская часть с отдельным входом
Бывшая полицейская часть с отдельным входом

Но сразу как-то не все заладилось. Сначала нежданно встала проблема откачки грунтовых вод – не зря же здешнюю улицу назвали Чернореченской! А потом – вспомним, что на дворе шел 1914 год, и грянула Первая Мировая – Мошков был призван на военную службу, поскольку тогда даже при наличии шестерых детей отсрочка от призыва не предоставлялась. Возник риск затягивания сроков – одной из главных опасностей при строительстве – но этого не произошло, потому что выполнение подряда взяла на себя супруга Георгия Мошкова Мария Александровна.

Георгий и Мария Мошковы и их дети
Георгий и Мария Мошковы и их дети

Надо сказать, что эта хрупкая женщина не впервые выручала своего талантливого, но, как и большинство творческих натур, эмоционального и впечатлительного мужа. По воспоминаниям дочери Мошковых Марии, отец в 1904-м был призван на русско-японскую войну, а уже после заключения мира по пути домой, испугавшись слухов, что их отправят на «усмирение бунта», сбежал с поезда прихватив оружие и пришел домой совершенно больным. Жена, первым делом выбросив винтовку в пруд, смогла каким то чудом устроить его в лазарет и отвести возможное тяжелое обвинение в дезертирстве, сохранив таким образом нашему городу выдающегося зодчего и строителя.

Козырек над входом в бывшую полицейскую часть.Пластиковые окна грамотно "замаскированы" под дерево
Козырек над входом в бывшую полицейскую часть.Пластиковые окна грамотно "замаскированы" под дерево

Взявшись за выполнение подряда, Мария Мошкова проявила себя еще и сильным организатором. Она привлекла опытных десятников, и сроки удалось выровнять. Но тут же пришла новая беда, откуда не ждали! . Уже нам знакомый Е. Зубчанинов, тогда думский гласный, опубликовал в местной прессе заявление, в котором обвинял Думу в заведомой поставке недоброкачественных стройматериалов. Понятно, что метил он не в Мошковых, а гораздо выше – планировал добиться выражения недоверия всей городской Управе. Управа оказалась на высоте - не вдаваясь в разговоры и объяснения, созвала комиссию, включающую даже иногородних специалистов.

Ворота
Ворота

Комиссия проверила абсолютно все запасы стройматериалов, не поленилась даже взломать кладку для проверки наличия брака, в итоге выдала заключение о хорошем качестве материалов и работ и отсутствии оснований для разрыва договора с подрядчиком. Клеветники были посрамлены, а строительство завершилось 31 декабря того же 1914-го года. Городская комиссия приняла работу с оценкой «хорошо». Как видим,стройка завершилась успешно и в короткий срок благодаря воле и выдержке Марии Александровны Мошковой. Жена архитектора со своей задачей прекрасно справилась, пожарная служба получила новую резиденцию, а Самара – памятник архитектуры общегородского значения.

Юбилейная "пожарная" марка
Юбилейная "пожарная" марка

А мы и сейчас продолжаем любоваться этим образцом традиционного для тогдашних производственных зданий «кирпичного стиля». Оформление оконных наличников, карнизов и круглая сторожевая башня с флюгером придают серьезному облику средневековую романтичность. Выразительности добавляют боковые выступы-ризалиты, поднимающиеся над основным объемом и завершенные аттиками со ступенчатыми щипцами. Использована вся палитра выразительных средств «кирпичного стиля» - и рельефная кладка перемычек оконных проемов, и кирпичные сандрики, и подоконные карнизы.

Венчает здание чудесная башенка с флюгером
Венчает здание чудесная башенка с флюгером

А что касается здания бывшей полицейской части – здесь пластика фасада дополнительно подчеркнута сочетанием цветов красного керамического и светло-серого силикатного кирпича. Несмотря на то, что возраст пожарной части пошел на вторую сотню лет, есть ощущение, что прослужит как минимум еще столько же.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете