Найти тему
Управление знаниями

Как работают лучшие практики (Best Practices)

Давно не брал я в руки шашек… Но наткнулся недавно на интересную статью Ника Милтона, где он рассказывает о сути лучших практик на примере прыжков в высоту. Первоисточник можно посмотреть тут: Knoco stories: How "Best Practice" works - the story of High Jump techniques (nickmilton.com).

В свое время у нас с коллегами были обсуждения того, стоит ли конкретные практики называть лучшими или нет. Если не ошибаюсь, предлагалось использовать термин «передовые практики». Но, как нас учили в школе, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Важнее правильное использование, чем безукоризненное с чьей-то точки зрения название. И вот тут Ник Милтон как раз раскрывает, как использовать лучшие практики.

  1. Лучшая практика – это то, что обеспечивает наилучшие результаты в конкретном контексте. Строго говоря, при наличии схожих процессов, оборудования, условий их применения и прочего, как раз применение лучших практик может привести к нужным результатам. Но если что-то «из общего» отличается – ценность может снижаться, вплоть до отрицательных результатов. И действительно, если вы привыкли эксплуатировать, скажем, трубопроводы определенного параметра для подачи холодной трубопроводной воды, то это вовсе не означает, что эти параметры будут сохранены для агрессивной среды.
  2. Люди будут применять лучшие практики всегда, когда есть стимул достичь максимальных результатов. Очень часто такими практиками являются наши инструкции или регламенты, - то, что хорошо себя зарекомендовало и дает эффект. И уже сложно представить, что когда-то мы делали что-то по-другому. Например, научившись нормально подавать силовую подачу в волейболе, в большинстве случаев мы будем отдавать предпочтение именно ей.
  3. Лучшая практика – это не изваяние в бронзе, которое останется идеалом на всю жизнь. Это то, что будет оставаться лучшим для вас, пока не будет найдено что-то другое, что в конкретном контексте станет еще лучшим. Например, в конкретной игровой ситуации, когда с вашей силовой подачей противник неплохо справляется, - переход на укороченную может быть отличным ходом.
  4. 4. Лучшая практика хорошо подходит для повторяемых ситуаций, где показатели или набор параметров более-менее стабилен. Это как раз и стало одной из причин, по которой я в свое время не смог перенести практики работы одного бизнес-сегмента на другой: оказалось, что разные условия эксплуатации существенно усложняют поиск «общего лучшего».
  5. При наличии повторяемых ситуаций внедрение лучшей практики приводит сначала к росту результативности, а затем – к «плато эффективности», если использовать термин от Gartner. Хочешь двигаться дальше – придумывай что-то новое. )))
  6. Не меняя базовых принципов конкретной лучшей практики вы можете добиваться все лучших и лучших результатов. Правда, рост тут будет небольшой.
  7. Изменения в лучшей практике часто обусловлены изменениями в контексте. Попробуйте представить удаленную работу лет 30 назад, - даже при наличии интернета поверить в нее тогда было почти невозможно. А сегодня мы спокойно обсуждаем возможность работать там, где это максимально удобно и полезно для всех.

Я помню, как аналогичные подходы использовал как раз для объяснения сути работы профессиональных сообществ. Когда сначала мы ищем собственные практики, за счет которых можно улучшить нашу работу. Дальше мы смотрим на практики конкурентов, других отраслей, мировых лидеров, - и за счет их опыта можем снова поменять свою работу к лучшему. Но если и этот «ресурс» использован на все сто, то можно вести речь об инновациях, - том, что до нас еще никто не применял, а мы – рискнули. Примерно так, как показано на рисунке ниже.

Лучшие практики и не только
Лучшие практики и не только

И если предположить, что у нас с вами и так все хорошо, - отличные регламенты, инструкции, нормативка и прочее, - то и в этом случае все должно развиваться. А вот объем усилий для такого развития может зависеть и от практик управления знаниями. Дерзайте!