В эпоху Цин (1644-1912 г.) женский танец претерпевал времена затишья. Тому было несколько причин, среди которых мода на забинтованные ноги китаянок и запрет женщинам выступать в театрах.
На восьмой год правления император Шуньчжи (годы правления: 1644–1661 гг.) издаёт указ, запрещающий музыку, исполняемую женщинами, и предписывающий заменить их на евнухов.
顺治八年(一六五一)清世祖下旨,令教坊司停止使用女乐,改用太监替代。
На десятый год правления император Канси (годы правления: 1644–1722 гг.) издаёт указ, запрещающий женщинам выступать в городах. Актрисам из пригородов запрещается въезжать в столицу.
康熙十年(一六七一)明令城里禁止女戏,城外女艺人一律不准进京
Юй Жунлин (裕容龄) родилась уже позже острой фазы контроля исполнения этих запретов, в 1889 г., однако о профессиональном обучении танцам на её родине и карьере танцовщицы не могло идти и речи. Девушка была из знатной семьи, её отец Юй Гэн (裕庚) был чиновником первого ранга, который в 1895 г. стал послом в Японию. Он уехал в страну Восходящего Солнца, взяв дочь с собой. Там она впервые познакомилась с японскими танцами и была ими очарована.
В Японии она начала постигать дипломатическое искусство, классическую музыку, живопись, составление цветочных композиций (икебана) и, конечно же, классический японский танец. Напомню, что, когда она с отцом переехала в Японию, ей было всего 6 лет. В 11 лет она отправляется за отцом во Францию, где он также работает в качестве посла, представляя интересы империи Цин.
В Париже Юй Жунлин знакомится с известнейшей американской танцовщицей Айседорой Дункан (напомню, что она была женой поэта Сергея Есенина, правда, стала ею гораздо позже описываемых событий). Женщина разглядела талант в "девочке с Востока" и сделала её своей ученицей, обучая её современным танцам. Юй Жунлин с наставлениями Дункан открывала для себя новые прогрессивные идеи свободы личности, приближалась к западной культуре и европейскому мышлению. Тогда же она осваивает западный классический балет.
В 13 лет выступила на сцене с "Греческим танцем", танцами "Роза и бабочка", "Офелия", "Океанида" и "Испанским танцем" и т.д., что парижская публика встретила с большим ажиотажем, назвав Юй Жунлин восточной "царицей танца бабочек" (蝴蝶舞后).
В 1903 г. семья Юй вернулась в Китай. Юй Жунлин была вхожа в императорский дворец, и её талант смогла оценить Вдовствующая императрица Цыси. Тогда в Китае были тяжелые годы (недавно отгремело ихэтуаньское восстание), Цыси часто была угрюмой. Однажды главный евнух Ли Ляньин, желая порадовать властительницу, попросил Цыси позволить Юй Жунлин, станцевать несколько танцев. Цыси согласилась, и на грандиозном вечере впервые увидела способности Жунлин. Цыси была очарована девушкой и сделала её дворцовой танцовщицей. Юй Жунлин освоила народные танцы и танцы из китайского театра, и на основе их создала собственные постановки, такие как "Танец с мечом", "Танец с веером", "Танец Бодхисаттвы", "Танец феи лотоса" и т.д.
В 1912 г. она вышла замуж за бывшего офицера императорской кавалерии, Тан Баочао (唐宝潮). В преклонном возрасте Юй Жунлин рассказывала, что поза, с которой её муж садился на лошадь и спешивался, была особенно шикарной. К сожалению, их брак оказался бездетным.
После падения империи Цин Юй Жунлин не оставила свою карьеру, активно занималась танцевально-исполнительской деятельностью, развивала китайский танец и организовывала благотворительные выступления, на которых знакомила зрителей с западным танцевальным искусством.
Когда была провозглашена Китайская Народная Республика в 1949 г., Юй Жунлин устроилась на работу в библиотеку Центрального музея литературы и истории. В 1957 г. она выпустила книгу "Заметки о жизни во дворце" (清宫琐记), и это навлекло на неё беду.
В страшные годы Культурной революции (1966—1976 гг.), когда Юй Жунлин была уже в преклонном возрасте, и книгу Юй Жунлин и её саму подвергли критике. Недоброжелатели сломали ей обе ноги, из-за чего старость её прошла в мучениях и скорби. Эта женщина так многое сделала для страны, но вместо полагающегося ей почёта на склоне лет, была приравнена к врагам режима и стала инвалидом. Она написала письмо Чжоу Эньлаю (премьер-министру госсовета КНР) с просьбой прислать ей кровать, стул и другую домашнюю утварь. И хотя Чжоу Эньлай выполнил её просьбу, это не смогло бы залечить её разбитого сердца. Она умерла 16-го января 1973 г. в возрасте 84-х лет.
Источники:
Дрынкина Т.И., Ли Жуй. Истоки становления нового китайского классического танца.
Ван И. Когда мы говорим об опере - о чём мы говорим? (王艺. 当我们在谈论戏曲的时候,我们在谈论什么?)
Статья "Юй Жунлин" в крупнейшей электронной библиотеке Китая Baidubaike