В одной из публикаций мы уже рассказывали об истории появления мозаики. Впервые её использовали на Древнем Востоке и в Античной Европе для облицовки интерьера. Ремесленники того времени экспериментировали с разными материалами: галькой, обожжённой глиной, кусочками стекла и др.
Сегодня рассмотрим становление мелкой плитки в эпоху Средневековья: с рубежа IV–V вв. по XV–XVI вв. Какую роль сыграла мозаика в этот период, и какими хитрыми способами европейцы украшали свои города?
Особенности средневековой мозаики
Планомерное развитие европейских стран в Средние века привело к появлению уникальных стилей декора интерьера. Это отразилось и в мозаичном искусстве. Стиль, способы укладки, особенности изображений, виды материалов, типы плитки – каждый регион имел свои особенности.
Искусство Византии
Высокое культурное, политическое и экономическое мировое влияние, которое имела Византия, сыграло ключевую роль в становлении мозаики тех времён. В VI-VII и IX-XV вв. в этой части света активно развивалось искусство инкрустации мелкими элементами. Мастера столичного Константинополя высоко ценились: нередко правители некоторых стран лично приглашали их на работу.
Из материалов для мозаики использовались ракушки морских моллюсков, жемчужные бусины и смальта – окрашенное и глушённое (непрозрачное) стекло. Чаще всего для украшения интерьера применяли цветные стёклышки.
Изображения людей в Средние века, по сравнению с Античностью, стали менее натуралистичными. Декоративные формы раскрывались с помощью линий и оттенков, а не через объём и тени, как раньше. В византийских сюжетах преобладала христианская тематика. Многие религиозные сооружения украшали плиточные рисунки со сценами из Ветхого Завета. Классический пример местного искусства – константинопольский собор Святой Софии. В его оформлении просматривается ещё одна тенденция – изображение правителей. Тимпаны с северной и южной стороны под куполом богаты образами пророков, святых и патриархов. Над дверью возле юго-западного вестибюля можно увидеть несколько панно с Богородицей, Юстинианом I и Константином I Великим. Мозаичная византийская культура пришла в упадок вместе с падением империи в XV веке.
Киевская Русь
Под влиянием христианской Византии религиозная мозаика распространилась и в Киевской Руси. Этому способствовало принятие православия восточными славянами в X веке. Таким образом, искусство великой Восточной империи получило вторую жизнь на славянских землях.
Первые мозаичные произведения появились в X-XIII вв. Мастера покрывали поверхности кусочками смальты, применяя византийские техники укладки. Большинство произведений посвящались христианской тематике. Из плитки выкладывали декоративные орнаменты и различные рисунки: образы святых, апостолов, архангелов. Их размещали на стенах, колонах и банях церквей.
Ярким образцом применения такой мозаики является храм Св. Софии в Киеве. Его украшением занимались мастера Киевской Руси совместно с приглашёнными греческими ремесленниками. В оформлении храма применены образы святых на золотом фоне. Все фигуры выделены цветным контуром. Иногда даже двумя, чтобы усилить цветовой контраст между изображением и фоном. Этот метод тоже взят из Восточно-Римской империи. Отличительная черта декора Киевской Руси – объединение плиточных панно с фресками. Со временем последние вытеснят мозаику, и она будет ненадолго забыта на славянских землях. Об этом расскажем в других статьях, а пока можно просто полюбоваться красивыми настенными росписями.
Средневековая Италия
Несмотря на культурную гегемонию Византии, Италия старалась сохранить и популяризировать собственные мозаичные традиции. На протяжении долгого времени, вплоть до XIX века, эта страна была территориально разделена. В каждом крупном городе сформировалась своя мозаичная школа. Например, в Риме, Флоренции, Венеции, Сицилии.
Местное творчество отличалось простотой цветов и форм. Уникальным для западного мира стал стиль «космати» (cosmati). Это особый тип укладки, состоящий из геометрической мозаики. Эту технику чаще всего применяли на полу и мебели. Работы пользовались популярностью в XII-XIII вв. Примеры применения космати можно найти во многих крупных старинных итальянских церквях. Например, в Соборе города Террачина.
Виды материалов для космати:
- битое стекло;
- цветной камень (красный порфир, зелёный змеевик).
Венеция и Сицилия
В развитии мозаичного искусства Италии отдельного внимания заслуживают Венеция и Сицилия. Плиточная облицовка этих регионов отличается разнообразием. Это обусловлено трудами мозаичистов из разных стран: в XI в.сицилийских, в XII-XII вв. – итальянских. В мире местные ремесленники ценились наравне с византийскими.
В целом местная культура развивалась под влиянием Восточной Римской империи. Рисунки славились мелкой детализацией. На примере оформления интерьера базилики Святого Марка можно увидеть глубокие продуманные религиозные сюжеты и богатство золотой облицовки.
Франция и Германия
Интересные веяния мозаичного искусства Средневековья отмечались во Франции и Германии. Мода на мелкую плитку пришла в эти страны из Италии в период раннего Средневековья, примерно в IX-X вв. В это время мозаику начали использовать для напольных покрытий. Для укладки преимущественно применялись несложные техники. Из плитки выкладывали простые очертания фигур на одноцветном фоне (светлом или тёмном). Из ранних примеров таких рисунков можно отметить дизайн внутренней части купола часовни Жерминьи-Де-Пре. Работа выполнена итальянскими мастерами равенской школы. Произведение посвящено религиозной тематике и представляет собой объёмное изображение архангелов на голубом и золотом фоне.
Итог
Средневековая Европа подарила миру много значимых мозаичных произведений. Несмотря на это, мелкая плитка не получила широкого применения. Дело в том, что в Европе того времени мозаика производилась в небольшом количестве из-за невысокого уровня труда. Считалось, что развить этот вид искусства до широких масштабов практически невозможно из-за отсутствия рабства. Поэтому «слишком трудоёмкую» мозаику в центральной Европе постепенно сменили более «простые» в исполнении рисованные фрески.
История мозаики длинная и многообразная. Использование этого вида облицовки не ограничивается Средними веками. Напротив, в эпоху Возрождения античное мозаичное искусство получит неожиданную веху развития. Подробнее расскажем об этом в будущих статьях. А пока не забудьте проверить подписку на наш канал, чтобы не пропустить новый материал об истории мозаики!
Автор: Лилия Левицкая.