Эх, сейчас сижу, вспоминаю - какие интересные времена в 90-е были! Лихие, голодные и интересные - слов нет! Планов и возможностей - громадьё, и мы еще непуганые идиоты. Немного не в ту степь сегодня полезу, терпите, но зато станет ясно, откуда тут появился Аслан, отец Максика.
Доброе утро всем. Доброе утро, клуб!
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 27 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился вот уже. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашей ровно 18-ти лет от роду. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. Даже не верится, что спустя шесть лет у меня вот такая дочь получилась. Начиналось у нас все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Чаще я пишу про Сашу, но иногда воспоминания про Макса всплывают. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. А теперь канал будет про то, как мы живем, когда дети выросли, но они мне всё равно сын и дочь.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи. А ещё есть чат, где собираются желающие просто потрындеть. Он тут.
Отработала я свою квартиру в ЖКХ, и распахнулась передо мной свобода бескрайняя. Примерно в 95 году, наверное, моя лучшая подруга по студенческому университету вместе с мужем и ребенком уехали в Штаты. Насовсем. А муж её ещё до переезда в другую страну занимался ремонтом машин. И ездил по городу... на каком-то старье. Типа "Победы". По приколу человеку было. Смотришь - гремит старый рыдван по улице, без слез не взглянешь. А двигатель весть перебран и так отремонтирован, что на трассе это грохочущее чудо иномарки обгоняло. И в Штатах муж подруги занялся тем же самым. Ремонтом машин. Лет через пять друзья как раз в Штатах закрепились настолько, что у нас возникла идея совместного "бизнеса". На первой ступени и для накопления первоначальных денег было решено попробовать перепродавать тут машины из Америки.
А денег, честно скажу, лишних не было ни у кого. Ни у "американской стороны", они там без жилья-без языка-без достойной работы, ни тем более у меня... Откуда у меня деньги? Я в ЖКХ отработала, и на момент моего увольнения долги по зарплате в этой организации были ровно за шесть месяцев. И никто мне при увольнении всю сумму сразу не выложил, потому что "вы тут все работаете не за зарплату, а за квартиру", но я не очень-то расстроилась, потому что после своего увольнения еще полгода ежемесячно получала свою зарплату. Поэтому в первый раз из Америки за счет американской стороны паромом в Финляндию пришли всего две машины, во второй раз - уже три, потом четыре, а планов было - громадьё!
Как оказалось, выгоднее всего было продавать именно джипы, "американский бизон на российских дорогах", но машины-то в Россию приходили далеко не новые, а где брать запчасти? 2000 год это вам не 2020-й. Мы с американским другом нашли еще лазейку: вот если пригнал "гранд-чероки" "лично для себя", а там целый багажник запчастей... А я для своей машины и везу, машина-то не новая... Так вот, за растаможку машины платить было необходимо, а запчасти - проскакивали как-то. Правда, это правило, кажется, недолго просуществовало. Наверное, не одни мы были такие умные. Но мы с американским другом прикинули: в джип можно было накидать запчастей, при продаже которых доход мог бы получиться чуть ли не больше, чем при продаже автомобиля. Но продавать запчасти... На это надо время. Их же надо где-то хранить? И в запчастях же надо разбираться! А я-то глушитель от рулевой тяги не отличу.
Поэтому мне надо было тут, в Волгограде, во-первых, присмотреть какую-то площадку типа стоянки для автомобилей. Ну, чтоб можно было разместить автомобили, которые стоять для продажи будут, и заодно построить что-то типа ангара для запчастей. Потому что оплачивать автостоянку более чем для четырёх автомобилей - это уже проще оплачивать аренду за земельный участок. Во-вторых - надо присматриваться к возможным будущим работникам. Это сейчас машины из Штатов идут в количестве трёх-четырех, но со временем их же может стать и больше. Значит, надо иметь под боком ребят, которые хотят просто подзаработать, перегнав машину. Ну и нужен кто-то, кто бы в ремонтах автомобилей и запчастях понимал явно поболе моего. Я в устройстве автомобиля понимала ровно столько же, сколько в китайской грамоте.
Один друг у меня на примете был. В одном из райцентров области у него как раз и был свой "автосервис". Ну, в своём дворе человек вместо огорода выстроил помещение, где и занимался всем понемногу вплоть до покраски. И за запчастями ему тоже приходилось в Волгоград ездить, и останавливался этот друг у меня. Но переезжать в Волгоград этот районный друг совсем не собирался.
На момент знакомства с Асланом, папой Максика, вот так мои дела и выглядели: на платной стоянке неподалеку от моего дома стоит "американский бизон", еще не проданный. Кстати, никаких "авито" еще и в помине не было, а продать что-либо можно было путем размещения объявления в газете. Текстовое. Если есть черно-белая фотография - это уже круто и объявление на самом верху, на первой странице. И домашний телефон, не сотовый. Пишешь "продаю гранд-чероки, 1994 года выпуска, без пробега по России, цена такая-то, звонить после 18.00".
Всё. Остаётся сидеть и ждать, когда на автомобиль найдется покупатель. А за следующими автомобилями можно будет отправляться через некоторое время после распродажи этих пригнанных трёх-четырех машин. Потому что где-то ж надо брать деньги на их покупку, пересылку паромом и растаможку. Примерно раз в четыре-пять месяцев за новыми машинами мы ездили. А тут-то что я должна делать три-четыре месяца? Поверьте, "Гранд-чероки" два раза в день никто смотреть не приходил. И два раза в неделю - тоже.
От скуки я прочитывала эти газеты бесплатных объявлений, и параллельно с "американскими бизонами" нарисовалась еще одна линия работы. Совсем дешевые российские машины, убитые совсем. Но эти машины, например, с удовольствием покупали просто деревенские жители или корейцы, набросившиеся на наши поля. Требования к машине: она должна быть как можно дешевле, лучше - четвертая модель "Жигулей" из-за багажника, и отработать хотя бы один полевой сезон. Другу в районном центре поступал очередной "заказ", который переправлялся мне в Волгоград, а я уже сидела на газете бесплатных объявлений и отслеживала "свеженькое". Появилось свежее объявление по приемлемой цене - надо сразу ехать и смотреть. Прямо сразу. И сразу давать задаток, если машина того стоит. А как я одна, ничего не понимая в автомобилях, могу это делать? Да никак. А каждый раз приезжать на этот осмотр другу из райцентра не имеет смысла, так как далеко не всегда описание в объявлении соответствует действительности. Помню, как мы приехали смотреть машинёшку "в отличном состоянии, на ходу" - а там нет стекол, ни одного, и нет колёс, тоже ни одного. На кирпичах машина стоит. Вот где-то в такой момент и возник Аслан.
Аслан работал в одном из так называемых "автосервисов", в машинах понимал явно побольше моего, и за вознаграждение был готов отвлечься от работы на часок и съездить взглянуть на очередное "в отличном состоянии, на ходу". Как и кого первым в этот "автосервис" занесло, меня или друга из райцентра, я уже не помню. Но так работать стало гораздо удобнее: друг из райцентра не терял свой рабочий день, а я могла взять Аслана, добежать до очередной свеженькой машинки и получить "диагностику" на месте.
Ага. Я превращалась в перекупщика, которых сейчас полным-полно. Кстати, перекупщиков тогда было не так много, а иногда в работе случались интересные моменты.
Приехали мы с Асланом вот так по объявлению одну машинку посмотреть, а там какая-то молодая вдова распродает автопарк из нескольких машин, понимая в автомобилях примерно столько же, сколько я. И Аслан кивает мне на другую машину, не на ту, по которой мы приехали, а на "Тойоту", которая во дворе за домом стоит на спущенных колёсах и с незакрытыми дверями. И прошлогодние листья на сиденьях. Спрашиваем:
- А "Тойоту" не продаёте?
- Да она тут года два уже стоит, не заводится! Кому она нужна, нерабочая?
Аслан полазил под капотом и говорит потихоньку:
- Тут всех проблем: спущенные колёса и разряженный аккумулятор. Если ремонт и понадобится, то незначительный. Перепродать точно выгодно сможем.
Ну, мы её и забрали, эту "Тойоту". На тросе к Аслану утащили. И Аслан её подремонтировал, и продали мы её достаточно выгодно. И прибыль честно поделили.
Заработать Аслан не отказывался никогда. Вот в пять утра я его подними и скажи, что надо поехать машину глянуть - помчится, чаю не попив. Причина тому была. Молодая красавица-жена и крохотный сынишка. Вообще крохотный. И жена вместе с сынишкой отправились к тёще в деревню, пока ребеночек совсем маленький. А еще точнее - не просто в деревню, а в какой-то казачий хутор. И тёща была - казачка. Вот как Бабкина поёт, "казачка Надя чёрта не боится".
Тёща-казачка кавказского зятя совсем не жаловала, требовала переезда мужа и новоиспеченного отца в ту же деревню и в тёщин дом, и жить так, как тёща скажет. Зять, который муж старшей дочери, живёт по соседству, и счастлив. И Аслан тоже будет счастлив.
Аслан раз в неделю мотался с заработанным в деревню к жене и тёще. Упаковка мороженых окорочков в багажник, деньги, и подарки тёще, жене и сыну. И откладывал деньги на то, чтоб уж если не купить какое-то жильё, так хотя бы снять через год хорошую квартиру и забрать сюда любимую жену и любимого сына. Сам снимал какую-то убогую комнатку у бабушки в частном доме, туалет на улице, вода в колонке, лишь бы подешевле. Ну, в принципе так многие деревенские переселенцы начинают в городе обустраиваться. В халупке, стиснув зубы и соглашаясь на любую работу.
Вот где-то в момент погрузки в машину нового трехколесного велосипеда в подарок для любимого сына я удивилась, что сын-то еще и не ходит толком, а велик ему уже приготовлен, не рано ли? И как-то вскользь и услышала, что вообще-то у Аслана вроде как еще один ребенок есть, а тому ребенку этот велик уже поздно. Но этого ребенка воспитывает мама Аслана, и там у этого ребенка и так всё есть. Любит этого ребенка мама Аслана, души в нём не чает. Ну, пусть играется на здоровье. Да там и ребенок непонятно от кого, то ли Аслана, то ли нет. Но мама Аслана считает - внук. А Аслану в первую очередь сейчас надо доказать и жене, и тёще то, что он достойный и заботливый муж и отец, и сможет сделать свою семью счастливой, и заработать на жизнь. Вот сынишка подрастёт чуть-чуть, потому что пока тёща жене с малышом помогает, и через полгода Аслан заберет их сюда, в Волгоград, и будут они жить счастливо.
Не могу сказать, что Аслан был плохой муж или плохой отец. Я вообще редко видела до этого, чтоб какой-нибудь ещё муж так на благо семьи своей старался. Мы, наверное, уже не один месяц вот так "сотрудничали", то мелкий ремонт машине сделать, чтоб к другу в райцентр машина своим ходом дошла для более серьёзного ремонта, то сбегать свеженькое по объявлению посмотреть, и про жену, сынишку и тёщу Аслана я была уже более чем в курсе, когда услышала о том, что у него еще старший ребенок есть. Но у меня в голове прямо наперекосяк всё: разве так бывает, чтобы все слова, все мысли, все действия только в отношении одного сына?
Но он же - есть, этот старший ребенок? Разве можно про него вообще не вспоминать? Вот вообще?
- Люся, да ты просто не видишь разницы! У меня есть сын от любимой женщины. Я уверен в том, что это МОЙ сын, понимаешь? Я выбрал эту женщину, я её люблю, мы поженились, мы вместе ждали нашего сына, мы его дождались, и теперь дело моей жизни - сделать так, чтоб у моих жены и сына было всё и чтоб они были счастливы! А Максик... Да я вообще не знаю, мой это ребенок или нет. Может, он не мой вовсе? Может, он от соседа, а может, вообще от кого из города? Он на меня вообще не похож! Я с его матерью встретился-то так, раз-два, я никаких отношений заводить не собирался. А то, что его моим родителям принесли... Ну, мама моя рада была. Ей скучно стало, когда я из дома уехал, вот теперь ей совсем не скучно. Она живет для этого ребенка, говорит, что у неё смысл жизни появился. Ты за того мальчика не волнуйся, это ты мою маму не знаешь. У Максика - всё есть!
И при всём моём хорошем отношении к Аслану вот внутри меня поселился такой червяк. Что нельзя так жить. Делать всё-всё для одного ребенка и ничего не делать - для другого. Даже если непонятно, сын он тебе или не сын. Мальчишка-то считает, что он - сын...
И как-то я стала иногда думать о Максике еще тогда, когда была жива его бабушка, и ничего не предвещало того, что потом произошло. Ну не то чтоб каждый день думать... Но вот очередные прибылЯ делим, и Аслан начинает говорить о том, что в последнюю поездку домой любимая жена попросила купить для сына зимний комбинезон и памперсы... Люся, а ты не знаешь, где продаются памперсы? Памперсы в конце 90-х или в начале 2000-х - я про них даже и не слышала. В деревне - памперсы? Зачем? Выросли мы все в марлевых подгузниках, ни с кем ничего не случилось. Вот у младшего ребенка зубик порезался - у отца только и разговоров об этом зубике и о поиске по рынкам и аптекам этих колец, чтоб при прорезывании зубов их можно было грызть. Потому что там, на этом хуторе, ни подгузников, ни колец, ни детского питания купить невозможно просто.
Но другой-то ребенок, старший, у тебя разве не точно в такой же деревне живет? Он вообще-то в школу уже пошёл... Разве этому старшему ребенку - ничего не нужно? И опять же - как так можно, для одного сыночка такие деньги переводить на памперсы какие-то, а другому сыночку не передавать никогда и ничего? Бабушка всем обеспечит? Бабушка что, по фамилии Рокфеллер, что ли? Да и не только в материальном же дело. Младший ребенок с рождения знает, как его папа любит. А старший тоже знает о том, что его папа очень любит. Ему бабушка об этом регулярно рассказывает... Эх, это счастье Аслана, что я еще про два яблока от папы ничего не знала...