Прокатное название фильма «Идеальное убийство» (2022) вводит в известное заблуждение, так как до последних кадров ты ожидаешь, что происходившее на экране обладает неким скрытым смыслом. Так сказать, всё это не просто так. Оказывается, именно «просто так» и глобальных умыслов у протагонистов не было. Что в известной степени делает сюжет более бедным.
Надо отметить, что нечто идеальное уже давно не дает покоя самым разнообразным слоям общества. Маркетологи ищут идеальную формулу содействия продажам, фармацевты – идеальное обезболивающее, то есть не вызывающее даже минимальной зависимости. А субъекты криминальной жизни (как собственно преступники, так и всякого рода сценаристы их жизнь описывающие) задаются вопросом об идеальном убийстве.
Сразу же скажем, что подобного рода размышления никого до добра не доводили. Примером могут служить Ричард Леб и Натан Леопольд, совершившие в Чикаго 1924 года «спонтанное преступление», а затем ставшие прототипами главных героев триллера «Отсчет убийств». Однако в анализируемом нами фильме злого умысла первоначально не наблюдалось.
По большому счету убийства - тоже, так как поначалу речь шла о несчастном случае. Ночью надо смотреть на дорогу, когда ты сидишь за рулем, а не заниматься посторонними делами. Однако если было бы решено оставить оригинальное наименование фильма «Хороший сосед», то это могло вызвать приличных размеров путаницу, так как уже существует несколько кинокартин с подобным заглавием, включая не самую известную немецкую ленту, ремейком которой является нынешний проект.
На выходе мы получили вполне добротный триллер, который сочетает в себе черты под-жанров, известных ещё со времен классического нуара. Во-первых, главному герою надо найти самого себя. Не в смысле собственное призвание или место в жизни, а в контексте расследования уголовного дела.
Тут можно наблюдать перекличку, например, с фильмом «Пистолет Питон 357» (1976), хотя американский журналист, оказавшийся в Латвии, всё-таки в отличие от полицейского детектива виноват. Девушку на дороге сбил именно он. Однако с места аварии скрылся под воздействием не в мере услужливого нового друга, живущего по соседству.
И вот тут мы выходим на вторую сюжетную линию, а именно, опасность излишне доброжелательных людей, которые ещё недавно числились в категории «незнакомцы». В этой связи можно вспомнить и «Кабельщика» (1997), и «Гарри, который желает вам добра» (2000) и т.д.
Далеко не случайно ещё слепой классик призывал бояться данайцев, дары приносящих. Излишняя услужливость, перерастающая в навязчивость, имеет свою неприятную цену. И если вы попробуете отвергнуть активно навязываемую вам дружбу, то можете внезапно обрести смертельно опасного врага.
А если принимать во внимание, что «хорошего соседа» играет Джонатан Риз Майерс, то волей-неволей вспоминается «Чёрная бабочка», когда персонаж этого же актера, настолько «поддержал» писателя, что чуть было не загнал того в могилу. Хотя нам кажется, что прототипом мог быть робот из рассказа Роберта Сильверберга «Железный канцлер» (1966). Тот должен был помочь хозяину дома похудеть посредством соблюдения диеты, но в итоге программа дала сбой… и возник риск умереть от голода.