Найти тему

Экспедиция в Мильковский район

Очередная экспедиция воспитанников ПЦ «Патриот» пополнила коллекцию экспонатов центра. С артефактами середины ХХ века вернулись из плановой поисково-краеведческой экспедиции поисковики Подросткового центра «Патриот» Елизовского муниципального района.

В этот раз воспитанники поисково-технического объединения (секции) Центра и их педагоги выезжали на три дня на территорию Мильковского района – в заранее разведанный и обозначенный квадрат. Главная цель поездки – сбор экспонатов для будущего музея Подросткового центра «Патриот», но есть и ещё не менее важная: знакомство подростков, которым пока не удалось побывать в Милькове и районе, с природой родного Камчатского края, ведь лес там от нашего сильно отличается. Ещё одна задача – на практике обучить ребят основам поисковой работы, сплотить их, создать из них команду.

Мечта директора Александра Беликова – открыть при ПЦ «Патриот» музей ретро-техники, в экспозицию которого войдут те многочисленные автомобили времён Великой Отечественной войны, которые ученикам Александра Игоревича удалось восстановить за последние 25 лет. Этот будущий музей должен стать уникальным, а значит, его надо наполнять и более мелкими экспонатами советской эпохи, и делать это уже сегодня, пока ещё нет стен.

Поэтому теперь поисковики приносят из экспедиций не только детали двигателей советских и американских автомобилей и самолётов, какие-то запчасти, но и относительно уцелевшие предметы быта жителей Камчатки послевоенного и даже довоенного времени. Александр Беликов вместе с учениками будет воссоздавать в музее черты определённой эпохи - и каждый штрих здесь не менее важен, чем ретро-автомобили. Кстати, сегодня поисковая группа ПЦ «Патриот», выдвигаясь в экспедицию, уже на 80 процентов знает, что и в каком квадрате собирается искать, запчасти каких автомобилей нужны ребятам для будущих проектов. Оставшиеся 20 процентов находок спонтанны – с каждой ребята ощущают не только радость открытий, но и ответственность за новые проекты, которые рождаются тут же, у лесного костра.

Этой осенью участники экспедиции привезли запасные части от студебеккера, которые нашли; запасные части от «полуторки» – например, радиаторы; уникальный ручной пожарный насос ПН-1 1938 года.

– У нас в коллекции такого насоса ещё не было! – сообщил директор Подросткового центра Александр Беликов.

Также группа отыскала уникальный трелёвщик КТ-12. Это первый отечественный трелёвочный трактор, который конструкторы СССР начали разрабатывать в 1945 году, практически в самом конце Второй мировой войны. Шасси его сделаны на основе немецкого транспортёра. Трелёвщик - газогенераторный, то есть работал, попросту говоря, на дровах.

- Дело в том, что и в годы войны, и после войны углеродное топливо было трудно найти, – поясняет Беликов. - А вот эти газогенераторные автомобили, тракторы и даже паровозы использовали для выработки энергии обычные дрова. Мы этот трелёвщик откопали, замерили, фрагмент кабины собрали, шасси, кое-что от него уже привезли в наш Центр. Приняли решение сделать дышло, чтобы потом уже весь трелёвщик можно было отбуксировать до места погрузки, и оттуда перевезти уникальный транспорт в Елизово. Эту модель трелёвщика, кстати, снимали в фильме «Девчата» 60-х гг. прошлого века. В эпизоде, где у главного героя берут интервью корреспонденты, этот трактор как раз стоит на заднем плане. Больше я этот КТ-12 в советском кино не встречал. Уникальнейшая машина!

Также поисковики обратили внимание на автобус-автолавку 1957 года. Нашли раму и запчасти от этой машины. Находку подняли из земли, приготовили к транспортировке. Новый проект тут же обсудили:

– У нашего центра скоро появится своя «Автолавка», с которой будем «торговать» на ярмарке «Елизовская осень». А ещё мы собирали предметы быта: чайники, керосиновые лампы, эмалированные тазики, в которых до войны мыли детей, кирпичи ручного изготовления и прочее, прочее, прочее. Мы ведь уже разработали концепцию музея. Мы привезем сруб, часть сруба в разрезе. И там расположим предметы быта, которые использовали таёжные жители в 30-40 гг. прошлого века, – рассказывает директор ПЦ «Патриот». – Нам не удалось пока сдвинуть с места раму от ЗиС-355, который в прошлом году мы привезли из экспедиции в этот район, однако надежды не теряем. Просто по объективным обстоятельствам МЧС не смогло в дни экспедиции помочь нам техникой. Также оставили там несколько моторов от студебеккера. Нам они нужны как «оборотные», чтобы, скажем так, из трёх сделать один. И один из них – в разрезе – включим в экспозицию. Ничего необычного в нём нет, мотор же за полтора столетия принципиально не изменился – как изобрели его в XIX столетии, так он и остался, и принцип его работы не меняется. Но кто сейчас заглядывает под капот? А тут можно будет сравнить исторический мотор и современный. Соберем ещё несколько двигателей для музея, чтобы можно было демонстрировать, на каких машинах в разные годы ездили. У нас, например, есть даже двигатель от самолёта У-2, винтовой. Этот ж история!

Исторические экспонаты интересуют Александра Игоревича прежде всего. Вспомнил, например, педагог, что летом этого года он вместе с ребятами нашёл и привез «на базу» раму от тачанки:

– Это приспособление не для перевозки пассажиров – оно грузовое. В эту тачанку запрягали лошадей и с их помощью, по всей вероятности, перевозили как раз тот самый пожарный насос. Или же её могли использовать как грузовую платформу для перевозки ящиков со снарядами, как площадку для перевозки воды и т.п. Возможно, на этой тачанке строяли строенные пулеметы «Максим». Почему я называю конструкцию, от которой мы нашли раму, тачанкой, а не телегой? А потому, что передняя часть её выполнена так, чтоб конструкция могла разворачиваться на 180 градусов на месте. Телеги так разворачиваться не могли.

В этом году в планах поисково-технической секции ещё одна экспедиция. Теперь уже по собственным следам – вывозить то, что не смогли вывезти с первого раза. Работы в этой поездке ребята себе набрали больше чем на год… Но самое главное – поисковая практика, которую прошли воспитанники ПЦ «Патриот», и опыт командной работы, который они получили в экспедиции. Интересно, что новички, прошедшие в сентябре школу Александра Беликова, теперь сами просятся в поход. Глаза у них загорелись, вот что важно.

Вера Ступникова,
фото Александра Беликова