- Валюша, дочка! Ты только посмотри – какой видный парень! Красавец! Работает слесарем. Не женат…
Нина Ивановна, приятная женщина лет пятидесяти, работница вязального цеха , наклонилась над столом своей ученицы и поднесла девушке фото парня ближе к ее лицу:
- Глянь, говорю, Валя! …Васей его зовут…Он меня ОЧЕНЬ! просит с тобой его познакомить...
Валентина, девушка двадцати пяти лет, светлокожая, с невзрачным личиком, равнодушным взглядом посмотрела на физиономию незнакомого ей парня: красив… слов нет… ему бы в кино…принцев играть…И только.
Улыбнувшись, Валя глянула свою наставницу:
- Мама.... (мама-дочка – так принято называть на фабрике женщин в период прохождения наставничества) и зачем мне с ним знакомиться? Я явно ему не пара: во-первых, я не красавица, а во-вторых, видно же что я старше его, наверное, года на два точно.
Валя отвела взгляд от фото в руке наставницы и вновь склонилась над швейным станком, выполняющим операцию застрачивания мыска на женском чулке, давая понять своими действиями, что разговаривать на эту тему она больше не хочет.
Нина Ивановна театрально подвела глаза к потолку цеха и цокнула языком:
- Валечка! Не будь такой скучной и умной! Я же для тебя стараюсь! Возьми и просто сходи с ним на свидание, раз зовет! Не ломайся! (женщина дернула, игриво, бровками) А, вдруг, вы друг другу понравитесь?…Сходи!... А то обижусь!
Прошел месяц
- И что? Ты поедешь с ним на выходные в его дом, что в наследство от бабуськи ему достался?
В ответ лишь подтверждающий кивок головой.
Ирина, подружка Валентины, лежала на диване и жевала сочное зеленое яблоко, каждый раз откусывая мякоть фрукта с громким хрустом, и задавала вопрос за вопросом, не умолкая ни на минуту:
- И спать с ним ляжешь? Да?
В ответ на этот вопрос Валентина, как-то неопределенно, пожала плечами и произнесла:
- Не знаю... Нет...наверное....Не хочу... Рано еще...
Валентина, во время этого разговора, гладила выстиранное белье, и совсем не смотрела на подругу. Ирина же, продолжала любопытствовать дальше:
- А как ты думаешь: ты ему уже сильно нравишься? Он…уже говорил тебе, что... любит тебя?... Хочет... тебя)) ??
Валя сохраняла молчание и только улыбалась на слова подруги, слегка покачивая головой, в удивлении от просто глобальных размеров бестактности подружки. И, как оказалось, это был еще не ее предел...
Ирина, произнося следующие слова, немного нагнулась вперед и понизила голос до таинственного шепота:
-Вааль…А у тебя, когда он тебя целует... живот сводит? Бабочки крылышками под пупком щекочут? Ну, или …мурашки по телу бегают?? Или там…
-Ира! Прекрати!
Валентина рассмеялась и погрозила Ире утюгом в воздухе:
- Какие бабочки под пупком? Что ты придумываешь? И вообще, подружка! Ты понимаешь значение слова "личное"?
Ирина сидела, улыбалась, жевала яблоко и нисколечко не обижалась на Валю за ее поучительные слова. И вот, пожалуйста, вам:
результат терпеливого ожидания вылился в откровения Валентины:
-Мне с Васей просто разговаривать и то сложно: у него мат через каждые два слова вылетает изо рта. Говорит, такая речь – это издержки его профессии, а я никак к этому привыкнуть не могу! Гадко слышать такие слова. И ревнивый он до ужаса. И властный чересчур. И ко мне по любому поводу придирается: то у меня слишком короткие ногти на руках, то я крашусь мало, то я платья ношу не те, что ему нравятся…
Валентина вздохнула и провела горячим утюгом по простыне на гладильной доске, продолжая рассуждать и откровенничать вслух:
- Тяжелый у Васи характер… Мне с ним не комфортно как-то… У меня такое чувство, что, если он станет моим мужем, то будет вечно недоволен мною. Каждым моим шагом… Каждым действием…
Валя покачала, удрученно, головой:
- Боюсь я сейчас решаться на что-то большее с Василием. Опасаюсь…А ты мне про каких-то «бабочек под пупком» рассказываешь. Не до них мне пока… Я вся в сомнениях. Хотя, конечно, у него много и хороших человеческих качеств. Он щедрый, трудолюбивый, целеустремленный.
Ирина, услышав ответ Вали, нахмурила брови и задумалась:
- Так… а что ты хочешь? Мужья все такие. Разве нет? Мой отец, например, вечно в плохом настроении и вечно всем не доволен. Ну и что! Не знаю…Моя мама счастлива…Подумаешь: муж ворчит или что-то высказывает. Главное, чтобы деньги в дом приносил, а остальное - ерунда! А ты если и дальше будешь от трудностей нос воротить – НИКОГДА! Замуж не выйдешь! Скоро тридцатник по башке твоей умной стукнет,не успеешь оглянуться, а там уже и пенсия не за горами! И все – жизнь прошла: ни семьи, ни мужа, ни детей. Останешься скучной, умной, трусливой старой девой!
Ира выдохнула, резко, воздух из легких после своей гневной тирады, улыбнулась игриво, надула губки "бантиком", подняла глаза к потолку и произнесла мечтательно:
- А я считаю: главное, чтобы муж у меня красивый был… Хочется всю жизнь! в руках красавца засыпать и просыпаться. Ну и чтобы хозяин был хороший. И деньги умел зарабатывать… Вот и все мои требования. Пусть обнимает, целует меня сладко, а потом ворчит сколько душе его угодно!Можно же просто музыку включить погромче в доме, чтобы не слышать его бухтение, ну, или в другую комнату уйти… и обидеться… А он потом обязательно придет и извинятся будет! Мой отец постоянно перед мамой извиняется! Они потом после этих извинений в спальне закрываются и мирятся…мирятся…
Валентина рассмеялась:
- Ирка! У тебя, мне кажется, не только в животе под пупком бабочки живут! Они еще и в голове твоей живут, причем в огромном количестве! Я даже представить боюсь, какой будет твоя семейная жизнь… С такими-то рассуждениями!
Ира фыркнула, как кошка, и, вдруг, подскочила на месте:
- Вааль! А если ты с ним спать пока не собираешься, то может… вы возьмете меня с собой на эти выходные? Это если бы у вас там тет-а-тет намечался я бы и рот не открыла, а раз у вас пока без него, то может, все вместе отдохнем, в речке искупаемся… Шашлыки пожарим… А я, глядишь, с кем-нибудь из местных парней познакомлюсь! Я, в отличии от тебя, на пенсию хочу выйти с мужем под боком!
Валентина вновь пожала плечами, раздумывая над предложением подруги, а затем произнесла:
- Если Вася будет не против – я только «за».
- - -
За выходные дни, проведенные с Василием и Ириной, Валентина ясно поняла – с этим парнем у нее ничего не выйдет в будущем,...
Василий, видимо почувствовав себя как-то по-особенному между двух девушек, разошелся не на шутку. Он, все это время, слишком много ( по мнению Вали) говорил о своих «жизненных понятиях», слишком много рассуждал о роли женщины рядом с мужчиной, слишком много «якал»…и слишком много позволял своим рукам вольностей. Ирине внимание Василия явно льстило, но она смущалась и косилась на Валентину, боясь увидеть обиду на лице подруги. Но Валентина вовсе не обижалась. Ни на Василия. Ни на подругу. Девушка все это время была спокойна и задумчива. И когда пришло время уезжать после выходных домой, Валентина разорвала отношения с Василием без капли сожаления.
- - -
Прошла неделя
Валя отработала рабочую смену и вышла с территории фабрики. Голова неприятно гудела от усталости. Девушка шла к автобусной остановке, не обращая внимания на прохожих. Она даже немного испугалась, когда ей, неожиданно, кто-то преградил путь:
- Привет, Валя.
Василий был хмур и серьезен.
- Привет…
Валя смотрела на парня, не понимая его поступка: зачем он пришел? Глядя на хмурое лицо Василия, Валя еще раз убедилась в правильности принятого решения: не тянет ее к этому парню. От слова «совсем». Не ее эта пара. Не ее человек.
Василий, как-будто услышав мысли Валентины, вдруг напрягся всем телом, вытянувшись «в струнку» и сунул в ее руки конверт, со словами:
- Даю тебе три дня.
После этих слов Василий ушел, не попрощавшись.
В автобусе Валя села на свободное место у окна и открыла конверт. Девушка терялась в догадках: что может быть в этом письме Василия? Признания в любви? Сожаления о том, что они расстались? Или, наоборот, оскорбления в любимых им нецензурных выражениях?
Валя развернула сложенный тетрадный листок послания Василия. Из него ей на колени выпало несколько…(Валя взяла маленькие листочки и рассмотрела их внимательно)…чеков.
На самом же листочке аккуратным мелким мужским почерком был на писан список из целого десятка пунктов:
1. Три букета цветов…общая сумма…
2. Счет из ресторана (чек прилагается)
3. Поездки на такси 5 раз…общая сумма…
4. Кольцо золотое (чек прилагается) Или верни кольцо или возмести
5. Мягкая игрушка медведь (чек прилагается) Верни деньгами…
И дальше по списку еще несколько пунктов.
Валя смотрела на исписанный листочек и не верила своим глазам. Через минуту девушка рассмеялась от души, смяв само послание и чеки в руках:
Вот это "ход конем"! Отомстил красиво....Ай, да Вася))
Валя запихала письмо и чеки в сумочку, тихо произнеся:
- Уж лучше одной до пенсии....
Ровно через три дня девушка отдала весь свой долг, щедро добавив к общей, требуемой Василием сумме, звонкую пощечину.
Месяц спустя
- Привет. К тебе можно на минуточку?
Ирина стояла и мялась на пороге. Вид у девушки был взволнованный.
- Да, конечно… Проходи. – Валя отошла в сторону, пропуская подругу в дом. Сегодня выходной и девушка совсем не удивилась визиту подруги.
Ирина переступила порог и остановилась:
- Валь. Я, правда, только на минуточку. Меня ждут. Я только пришла сказать тебе…Не хочу у тебя за спиной, или чтобы тебе кто-то сказал до меня… В общем…
Я замуж выхожу. За Васю. Только ты извини меня, но на свадьбу мы тебя не будем приглашать… Вася МОЙ против… И…нашей дружбе с тобой теперь тоже конец… Сама, наверное, понимаешь: ты же «бывшая его»…
Поэтому прощай и прости, Валечка. И не обижайся на нас с Васей… Мы просто хотим быть счастливыми…Надеюсь, и ты найдешь свое счастье, подружка…
После этих слов Ирина развернулась и вышла из квартиры Вали, тихо прикрыв за собой двери.
Лишь через несколько долгих секунд Валя пришла в себя, от всего услышанного, и выбежала в подъезд. Ира уже спустилась на несколько ступеней. Валя понимала, что ей нужно предупредить Иру, хотя бы в память о бывшей дружбе:
- Ира! Подожди! Послушай меня: не выходи за него замуж! Пожалуйста! Он непорядочный человек!
Ира даже не остановилась и продолжала спускаться по ступеням.
- … Ира! Послушай меня! Он мне счет выставил за каждый потраченный на меня рубль за то время, что мы с ним встречались! Ты можешь такое представить? Подумай! Не спеши принимать решение! Не смотри ты на его красоту! Он плохой человек! Ира!
Ирина, наконец-то, остановилась и повернула голову, глянув на бывшую подругу через плечо:
- Валя… Я и не думала, что ты …такая …подлая и …завистливая… Я не верю ни одному твоему слову…Слышишь меня? ТЫ САМА с ним разорвала отношения, а теперь еще и грязью поливаешь парня… Это ты, Валя, непорядочный человек, а не мой Вася. Прощай.
- - -
Прошло пятнадцать лет
Валя шла по рынку с мужем и дочкой. Решив купить домашнего творога и сметаны, семья двинулась по торговым рядам молочного павильона. Остановившись у одного из прилавков, Валя взяла на пробу творожный комочек. Муж и дочь стояли рядом, ожидая решения мамы и тихонько о чем-то разговаривали между собой.
- Взвесьте нам грамм четыреста, пожалуйста – произнесла Валя, вскользь кинув взгляд на хозяйку товара.
- Валя?...Это ты?.. Не узнаешь меня? Я Ирина.
Валя присмотрелась к женщине: худенькая, изможденная, с каким-то бесцветным, потухшим взглядом. Платок на голове, растянутый свитер под белым фартуком, натруженные, узловатые кисти рук.
- Ирина?... Привет. Извини, не узнала тебя сразу.
- Ничего… Время много прошло.... А это твоя семья? – полюбопытствовала Ирина.
- Да. – коротко ответила Валя.
Сделав шаг назад, Валя подхватила мужа под руку и попыталась уйти: видеть Ирину ей было не очень приятно даже сейчас, спустя много лет, но бывшая подруга оказалась настойчивой:
- Валечка! Пожалуйста! Давай встретимся, пообщаемся. Столько лет прошло! Нам с тобой есть, что вспомнить!
Валя, в душе, очень хотела отказаться от продолжения общения с Ириной, но не смогла: что-то во взгляде этой сегодняшней Ирины остановило ее. Вздохнув, Валя ответила:
- Хорошо. Давай встретимся.
- - -
Валя и Ирина не стали подругами, как были раньше. Теперь их общение – это, чаще всего, разговоры по телефону. Первой всегда звонит Ирина. Женщина, не таясь, делиться всеми своими проблемами с Валей, даже, кажется, не замечая того, что сама Валя «закрыта» от нее ( в оличии от Ирины, Валя свою личную и семейную жизнь с ней не обсуждает и советов не просит).
Ирина же не скрывает от Вали ничего…
Она все эти годы живет с Василием. В браке у них родилось трое сыновей. Живет семья в достатке (держат большое подсобное личное хозяйство), в том самом бабушкином доме, доставшемся Василию по наследству.
Ирина много чего рассказывала Вале о своих женских бедах и трудностях. Зачем она «выносила сор из избы» – Вале, на самом деле, не понятно. Видимо, Ирине просто некому пожаловаться. Когда в какой-то момент их общения Валя предложила Ирине просто разойтись с мужем, раз настолько все плохо, Ирина ответила, грустно улыбаясь одними глазами:
- Знаешь, Валечка… Развод – это моя голубая мечта. Многолетняя...Я живу с Василием и терплю его тиранию только из-за моих мальчишек. Я не такая сильная, как ты, подружка. Я просто физически и материально не смогу вырастить сыновей сама. Поэтому я жду… Жду, когда мои дети подрастут. А потом я уйду от него. Навсегда. И не оглянусь. И не пожалею ни на секундочку… Знаешь почему?
Валя, услышав вопрос, покачала головой:
-Не знаю...
- А я тебе расскажу: этот человек убил, изничтожил, растоптал в пыль своей грубостью, жадностью и жестокостью всех…до единой! Всех моих бабочек... У меня под пупочком пусто. Там очень давно никто не живет. И если я останусь с ним, то он убьет не только все нежное и доброе во мне, но и меня саму уложит в гроб раньше срока.
Ирина быстрым движением пальцев утерла одинокую слезу на щеке, и добавила к своим словам:
- Зря я тебе не поверила тогда на лестнице. Зря...Я за это неверие ох как дорого поплатилась…С того дня, я каждый день только и делаю, что отдаю ему несуществующие долги за каждую мою провинность, взгляд, неосторожное слово… И конца этому нет. Для него всегда все плохо, чтобы я не сделала. От него невозможно спрятаться. Его невозможно игнорировать...
От него можно только сбежать…Далеко. Очень далеко. Чтобы не достал и не нашел.
Послесловие
Валентина будет счастлива в браке. Через несколько лет после описываемых событий они с мужем и дочерью переедут жить в другой город. Общение между бывшими подругами с тех пор прекратится навсегда.
Ирина разведется с мужем, как только младшему из сыновей исполнится 18 лет. Женщина уедет в один из самых больших городов России и устроится домохозяйкой в дом к очень зажиточным людям. Все заработанные деньги Ирина будет тратить на обучение сыновей. Через три года после развода Ирина выйдет замуж за мужчину – друга семьи ее работодателей.
Василий останется один. Пережить уход жены он не сможет без последствий. В настоящее время его очень хорошо знают многие люди в городе. А все потому, что у Василия тихое помешательство:
Каждый день, приходя в магазины, мужчина совершает мелкие покупки, здраво рассуждает при этом, и даже критикует продавцов за плохое обслуживание, но…как только ему в руки дают чек, Василий меняется на глазах:
мужчина бережно укладывает кассовый чек в свои ладони и начинает его всем показывать, и говорить с большим волнением в голосе:
- ВИДИТЕ? ВЫ ВИДИТЕ?? ПОСМОТРИТЕ СКОЛЬКО ИХ МНОГО!! ОНИ ТАКИЕ КРАСИВЫЕ!! ОНИ РАЗЛЕТАЮТСЯ! ОСТОРОЖНО… ОТОЙДИТЕ!!…НЕ ПУГАЙТЕ ИХ!… ОНИ ТОЛЬКО МОИ!!…ПОСМОТРИТЕ, КАК ОНИ СВЕТЯТСЯ… МОИ БАБОЧКИ....ТОЛЬКО МОИ... МОИ!
Говорят, у этого странного мужчины дома хранятся горы бумажных чеков. Сыновья, когда приходят проведать отца, выбрасывают их мешками, боясь, что мужчина устроит пожар.
Говорят…мужчина потом (после ухода сыновей) долго плачет… и без устали зовет любимых бабочек вернуться к нему...
Но они не возвращаются, как бы он ни плакал.
Этот странный мужчина не знает ( и никто ему не скажет этой правды), что его бабочки уже давно покинули его чеки и вернулись к своей настоящей хозяйке. И вновь поселились на своем прежнем месте… Они порхают, кружатся, трепетно и волнительно машут своими нежными крылышками каждый раз, когда женщина по имени Ирина чувствует любовь и заботу своего единственного и бесконечно любимого ею мужчины))
Всем спасибо за прочтение))