Не помню, какую книгу в детстве прочитал раньше: «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри или же «В Стране Дремучих Трав» Владимира Брагина.
Да, я знаю, что «Приключения...» вышли в свет ранее, в 1937 году, а Брагин написал свой фантастический роман позже, спустя одиннадцать лет. Также знаю, что многие называют этот роман плагиатом, откровенной калькой с книги Ларри. Этому способствовал ещё и тот факт, что Брагин (будем говорить откровенно) больше не создал никаких сколь нибудь запомнившихся читателю произведений. Ну, если только известным узким специалистам (выяснил только, что Владимир Григорьевич написал большое количество либретто к балетам и операм).
И тем не менее я бы посоветовал своим читателям прочитать её лично. И выводы делать только после прочтения. Я вот не согласен, что Владимир Брагин создал откровенный плагиат. Да, идея та же: человек уменьшается автором в сотни раз для того, чтобы отправить его в путешествие по макромиру. Но товарищи! Как любит говаривать наш известный композитор Игорь Крутой: «Нот-то всего три! Поэтому и мелодии похожи...».
Брагин ввёл в свой роман (именно роман, как крупную и серьёзную литературную форму) драматизм с элементами детектива. Главный герой бесследно исчезает, за расследование необычного исчезновения берётся совершенно случайный человек, литератор из Москвы, проездом оказавшийся в городе Ченск. И человек этот находится спустя сорок лет. Представляете? Думчев пробыл в уменьшенном состоянии сорок лет, то есть он «ушёл» в макромир ещё «при царском режиме»! И (за что отдельное спасибо автору) — ни слова о политике.
Есть здесь и любовь (куда мы все без неё), есть и откровенная романтизация советской действительности (не такой уж и страшной даже с высоты сегодняшнего времени). И, конечно, есть очень много научно-популярного повествования, этакого ликбеза по биологии и инженерии.
И всё-таки! Всё-таки. Язык у меня не поворачивается вслед за почти сложившимся уже мнением назвать роман Брагина калькой с «Карика и Вали». Ларри написал замечательную сказку для детей, Брагин же писал роман для взрослых. С взрослыми посылами и проблемами, с взрослой «подачей». Да, роман просто весь создан из «соцреалистичных» штампов и клише. Да, описания природы, характеров персонажей, ключевых действий — многословны, пространны и местами откровенно скучны. Но — после нескольких глав книга затягивает.
Рекомендую обязательно ознакомится с этой книгой. Будет здорово, если сможете найти издание «в рамке», с иллюстрациями Владимира Милашевского. Замечательные советские иллюстрации, пусть и слегка наивные.
И если отбросить в сторону посещающий многих читателей снобизм (там его и у героев с избытком) — получим вполне достойное научно-фантастическое произведение того времени. Которое очень много способно рассказать о жизни насекомых, пауков, пчёл и других обитателей Страны Дремучих Трав.
Спасибо за то, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал!