Найти тему
kin0guru

Кинокомедия «Полосатый рейс» — ретро-рецензия 1961 года

Оглавление

Пожалуй, именно 1960-е можно назвать "золотым веком" советской кинокомедии, по крайней мере, в классической, то есть эксцентрической её ипостаси. То был период творческого рассвета Леонида Гайдая, а Эльдар Рязанов не ушёл еще на телевидение. Но удачные попытки были и у тех, кто в дальнейшем снимал в основном серьёзное кино. Как режиссёр Владимир Фетин с его полнометражным дебютом "Полосатый рейс" (1961), неожиданно ставшим лидером проката.

Афиша 1961 года - из свободных интернет-источников
Афиша 1961 года - из свободных интернет-источников

Как не странно, его так и не показали в США, а ведь этот увлекательный фильм, практически свободный от всякой идеологической нагрузки (слишком свойственной для предыдущих десятилетий), наверняка мог бы найти путь к сердцам и американских зрителей. Но увы.

Кстати, единственное упоминание про Маргариту Назарову, что мне удалось найти в онлайн-архивах газеты "Нью-Йорк Таймс", напрямую связано с её профессией дрессировщицы: в 1960 году за океаном демонстрировался документальный фильм Леонида Кристи "Артисты цирка" (1958), в котором среди прочих было запечатлено и её выступление на манеже.

Египетская афиша фильма "Артисты цирка" (1958) - из свободных интернет-источников
Египетская афиша фильма "Артисты цирка" (1958) - из свободных интернет-источников

Трюк с рукой в пасти тигра особо отмечал и автор той публикации. Жаль, саму съёмку нигде до сих пор не выложили.

Зато про "Полосатый рейс" нашёлся отзыв в одной из областных газет, что я продолжаю штудировать на предмет истории родного города. Статью некоего Н. Савченко напечатали в номере от 21 июля 1961 года и, благо, что сюжет фильма давным давно всем известен, а то при таком количестве "спойлеров" её сейчас бы и близко не допустили на сайты вроде kinopoisk'а (шучу).

Сам же я впервые посмотрел эту комедию по ТВ, в канун нового 1988 года (раньше её при мне не показывали - возможно по причине эмиграции Александра Бениаминова, что сыграл иностранного укротителя).

-3

ВЕСЁЛОЕ КИНОПРОИСШЕСТВИЕ

С того времени, когда в печати стали проскальзывать сообщения о постановке фильма «Полосатый рейс», многие кинозрители с интересом следили за работой студии «Ленфильм», где под руководством режиссера-постановщика В. Фетина создавалась по сценарию молодого ленинградского писателя Виктора Конецкого и известного кинодраматурга Алексея Каплера эта кинокомедия, снятая оператором Д. Месхиевым.
И вот в зале, до предела наполненным зрителями, гаснет свет, ярко вспыхивает экран, с самого начала фильма не смолкает смех — лучшая оценка кинокомедии.
История, рассказанная нам, как бы предупреждая нападки чересчур серьёзных критиков, названа авторами «комическим кинопроисшествием» и сопровождается комментариями рассказчика:
— Хотите верьте, хотите нет.
Из свободных интернет--источников
Из свободных интернет--источников
В этой истории много эксцентричного, много откровенной буффонады. Всё это продиктовано самой природой этой комедии, в которой цирковое искусство тесно переплелось с киноискусством, законы цирка с законами экрана. Цирковые номера, перенесённые с арены на натуру, очень органично вплетаются в фильм, составляют его костяк. Собственно, в этом фильме невозможно провести резкой границы там, где кончается цирк и начинается кино.
Необычайный сюжет комедия сочетается с отдельными традиционными, знакомыми сюжетными линиями и характерами.
Из свободных интернет--источников
Из свободных интернет--источников
О чём же рассказали нам авторы весёлого кинопроисшествия? Теплоход «Евгений Онегин», возвращаясь из заграничного плавания, везёт на Родину необычный груз — клетки с тиграми и львом. Буфетчица теплохода Марианна (эту роль исполняет известная укротительница тигров Маргарита Назарова) не отличается дисциплинированностью и никто не знает, что за озорством молодой девушки, за её пререканиями со старшим помощником капитана Олегом Петровичем скрывается большое, настоящее чувство. Капитан теплохода, дядя Марианны, в отчаяньи восклицал, что даже на море она не остепенилась, не стала «человеком». А корабельный кок, после того как буфетчица, увлечённая рассказом о дорогом ей человеке, высыпала в котел со щами картофельные очистки, горестно заключил, что от неё — «один только вред».
Из свободных интернет--источников
Из свободных интернет--источников
Вот почему, когда моряки «Евгения Онегина», собравшись за обеденным столом, стали находить в тарелках со щами своеобразную приправу — болты, шайбы, гайки, — капитан и старпом решили, что это опять проделки Марианны.
Но на этот раз девушка была не виновата. Оказалось, что на пароходе хозяйничает маленькая проказливая обезьянка, попавшая на судно вместе с партией тигров. Обезьянка стала виновницей и других, куда более значительных событий на теплоходе, развившихся в дальнейшем.
— Тигры на свободе! — эта весть облетела судно и заставила моряков искать спасения на вантах, в камбузе, на якорной цепи и в других более или менее безопасных местах... Вот тут-то и открылся неожиданно смелый талант Марианны, её настоящее призвание.
Из свободных интернет--источников
Из свободных интернет--источников
Создатели «Полосатого рейса» насыщают действие массой уморительных подробностей «пиратского» захвата океанского теплохода тиграми и львом, выпущенными из клеток проказливой обезьянкой.
В комедии много удачных моментов, находок. Отлично сделана, например, сцена на пляже. ...Смена выражений на лице молодого человека, принявшего тигров за пловцов в полосатых купальниках. Стремительность, с которой купающиеся покидают пляж. Увлёкшиеся игрой шахматисты, отрешенно сидящие на песке, в то время когда мимо них бегут в ужасе полуголые люди. Мирно посапывающий мужчина, принявший разбудившего его тигра за свою подругу «в экзотическом виде». Всё это удачные детали.
Из свободных интернет--источников
Из свободных интернет--источников
Но есть в фильме немало художественных просчётов, которые мешают ему подняться на высоту настоящей кинокомедии. Все комические ситуации фильма построены, в сущности, на страхе перед «владыками джунглей». Этот страх на протяжении всего фильма обыгрывается в разных вариациях, и если в начале фильма это действительно смешно, но потом однообразный приём «приедается», напряжение в зале спадает. А надо сказать, что длинноты и однообразие — враг комического.
Постановщикам фильма иногда не хватает чувства меры. Нагромождение внешне смешных ситуаций не может всё же заменить отсутствия внутреннего комизма, комизма характеров.
«Полосатый рейс» — это одна из немногих попыток органического слияния двух видов искусства. Хороший союз кино и цирка дал нам весёлое «кинопроисшествие». Во многом фильм не обманул ожиданий зрителя.
Н. САВЧЕНКО

(с) OCR и подготовка оригинального текста статьи — Albert Magnus (специально для kin0guru)

А Вы помните своё первое впечатление от этой картины?