Найти в Дзене

Что мигранты думают о России и нашей общей истории…

Так получилось, что на мир я часто смотрю из окна университетской аудитории. Большую часть своей жизни преподаю всевозможные гуманитарные и общественные дисциплины и общаюсь со студентами. Они у меня разные, но часто помогают мне увидеть жизнь под другим углом зрения. Был у меня студент. Звали его Карим, но он вполне спокойно откликался на «Колю» и даже радовался, что ребята-однокурсники относятся к нему «нормально». Карим был младшим сыном в семье из 5 детей (все мальчики) и очень хотел получить образование, чтобы здесь в России «выбиться» в люди. Братья у него работали в Москве дворниками, отец умер. И вот по завету отца старшие братья вскладчину обучали Карима на платном отделении. Карим и, правда, был парнем смышленым и воспитанным. Сильно скучал по дому и родным, на выходные каждый раз ездил в Москву и там помогал братьям: убирал московские улицы в любую погоду и говорил мне, что это у него вместо занятий спортом. Подрабатывал где-то еще, чтобы снимать комнату и чем-то питаться, а

Так получилось, что на мир я часто смотрю из окна университетской аудитории. Большую часть своей жизни преподаю всевозможные гуманитарные и общественные дисциплины и общаюсь со студентами. Они у меня разные, но часто помогают мне увидеть жизнь под другим углом зрения.

Был у меня студент. Звали его Карим, но он вполне спокойно откликался на «Колю» и даже радовался, что ребята-однокурсники относятся к нему «нормально».

Карим был младшим сыном в семье из 5 детей (все мальчики) и очень хотел получить образование, чтобы здесь в России «выбиться» в люди. Братья у него работали в Москве дворниками, отец умер. И вот по завету отца старшие братья вскладчину обучали Карима на платном отделении.

Карим и, правда, был парнем смышленым и воспитанным. Сильно скучал по дому и родным, на выходные каждый раз ездил в Москву и там помогал братьям: убирал московские улицы в любую погоду и говорил мне, что это у него вместо занятий спортом.

Подрабатывал где-то еще, чтобы снимать комнату и чем-то питаться, а еще копил на перелеты домой к матери.

Внешне он был чем-то похож на знаменитого Василия Алибабаевича из картины «Джентльмены удачи». И говорил также мягко, чуть нараспев.

- А дома у нас тепло, хорошо. Весна уже, все цветет (у нас тогда стояли февральские морозы).

Со мной он почему-то подружился и каждый раз стремился поговорить по душам после пары и на перемене. Учился их курс во вторую смену. Занятия заканчивались уже после 7 вечера.

Я немного жалела, что в 7 вечера не могу наконец уйти домой, но с Каримом мне было интересно, поэтому я слушала его внимательно.

О чем же мне он говорил?

О бедности в своей стране и о том, как тяжело узбекам жить в Таджикистане. Да, да, он родился и жил в Таджикистане в 15 километрах от границы с Узбекистаном. И так как между странами отношения были очень сложные, то его семье, чтобы добраться до родни в Узбекистане, живущей в километрах 40 от их селения, приходилось ехать в Киргизию. И уже оттуда в Узбекистан.

Это было неимоверно дорого.

Таджикистан преследовал узбеков, вводил какие-то бесконечные налоги, делая жизнь людей почти невыносимой.

Их село было не очень большое. Всего около 1000 жителей. Но все боялись одного: вербовщиков ИГ_ИЛ (ныне это организация находится в РФ под запpетoм).

Возможно, эти люди там назывались как-то иначе, но матери пpoклинали их потому, что они oтнимали у них детей. Сначала они просто приезжали, устраивали какие-то посиделки для молодежи, рассказывали об Аллахе. А так как развлечений в селе не было никаких, молодые люди к ним активно шли. Вербовщики давали деньги, дарили подарки, а потом забирали с собой эту самую узбекскую молодежь. И парней, и девушек.

И их больше дома никто никогда не видел.

Позже вербовщики стали приезжать тайно, но все равно делали свое «черное дело».

- И у нас так, считай, что в каждой семье было. У этой сына увели, у той женщины дочку. А кого и всех троих сыновей, - рассказывал Карим.

Также приезжали и распространители нарко_тиков. Афганистан там близко. Поэтому и узбекской молодежи перепало кайфа и последующего за ним горя.

Многие матери от безысходности отправляли детей с отцами на заработки в Россию, потому что считали, что лучше расстанутся с ними на годы, чем дети просто пoгибнyт.

Карим никогда не видел СССР, но считал, что самое лучшее время в жизни его села – советское. Тогда была работа, строили школы и больницы, не было конфликтов и перебоев с водой, люди могли себе многое позволить в материальном плане, можно было учиться и выходить «в люди» за свои заслуги.

- А теперь так не выйдет. Теперь, чтобы получить хоть какую-то должность, нужно иметь родственника. Дают все только родственникам.

У нас это называется кумовство. И такие факты случаются нередко. Но в Таджикистане кумовство процветает. Страна вообще, судя по рассказам Карима, вернулась в родовой строй.

От нищеты, угрозы быть завербованным, наркoмании, безработицы узбеки бежали в Россию. Им тут не все нравилось. Карим прекрасно понимал, что в России его соотечественники могут работать на самых «черных» работах, но у парня была мечта, что получив образование, он сможет изменить свою жизнь.

Он часто спрашивал меня, как сделать так, чтобы здесь его приняли «на равных». Я отвечала ему, что это трудно, но если он будет хорошо говорить по-русски, будет вести себя в соответствии с нормами нашей культуры и станет профессионалом, есть шанс добиться своего.

Карим делился со мной даже планами на будущую женитьбу. Говорил, что жену будет брать (именно брать, я запомнила это слово) дома. Потому что русские девушки очень своенравные, они мужа слушаться не хотят, а муж должен быть хозяином в доме.

Жить он, естественно, собирался в России, потому что дома нормальных условий для этого просто не было.

А вот его отношение к русским было более сложным. С одной стороны, он понимал, что эта сильная и богатая (в его представлении) страна, но с другой, складывалось впечатление, что Карим хотел от России реализации своих честолюбивых замыслов. Ему было важно добиться уважения, стать «начальником», состоятельным и успешным человеком.

Иного жизненного пути он принимать не хотел.

Я не знаю, как сложилась его дальнейшая судьба. Из того вуза мне пришлось уволиться, когда Карим учился на 3 курсе, и больше жизнь меня ни разу с ним не сводила.

Тема миграционной политики у нас сейчас у всех на слуху. Это реально больная животрепещущая проблема. Мигранты как дешевая рабочая сила нужны крупным бизнес-компаниям, как правило, специализирующимся на строительстве. Но эти компании не готовы брать на себя ответственность за поведение и судьбу нанятых ими работников.

В Россию приезжают разные люди из среднеазиатских республик. Гонит их к нам нищета, бесперспективность на Родине и буквальный «голод». Но они тоже люди, поэтому хотят для себя человеческих условий, требуя от наших властей и нашего народа то, что им не дали власти в собственной стране.

Да и местные не готовы принимать мигрантов, живущих по своим правилам, в таком количестве.

Этих же мигрантов используют различные деструктивные организации, стремящиеся сделать из них тер_pористов (только недавно произошел печальный случай в Белгороде).

А наши геопoлитические вpaги теперь всеми силами будут пытаться направить мигрантов против населения России, поэтому провокации не прекратятся. Им выгодно устроить для нашей страны две вoйны: внешнюю на украiнском фронте и внутреннюю. И здесь много ума не нужно: устраивай пpoвoкации, рассказывай об этом с утра до вечера в СМИ, и результат не замедлит себя ждать.

И решить эту проблему можно только сильной рукой государства. Иначе последствия окажутся необратимыми.

А вы что думаете об этом, мои уважаемые читатели?