Найти в Дзене
7Дней.ru

«Вихрь»: новый эксперимент Гаспара Ноэ с легендами кинематографа

Режиссер провокационных фильмов «Необратимость» и «Любовь» вновь удивляет.

   «Вихрь», реж. Гаспар Ноэ Кадр из фильма
«Вихрь», реж. Гаспар Ноэ Кадр из фильма

Эль и Луи, кажется, живут вместе столько, сколько себя помнят. Она – скромная домохозяйка, в свободное время шатающаяся по магазинам, он – киновед, пишущий эпичный труд о том, как кино связано с нашими снами. Их спокойная и размеренная воронка быта закручивается в тот момент, когда становится ясно, что у Эль началась стремительно развивающаяся деменция. Теперь вся ее жизнь зависит от Луи, который сам испытывает давние проблемы с сердцем и боится, что, если умрет, о жене будет некому позаботиться. Надежды на сына Луи не оправдываются – он и сам воспитывает непоседливого ребенка и в прошлом имел проблемы с головой, которые сказываются и по сей день. Так старики оказываются прямо перед лицом скорой и неизбежной смерти.

   «Вихрь», реж. Гаспар Ноэ Кадр из фильма
«Вихрь», реж. Гаспар Ноэ Кадр из фильма

Может показаться, что провокатор Гаспар Ноэ наконец-то остепенился и решил снять «человеческое» кино. Никаких больше неоновых безумий, гипертрофированного насилия и заигрываний со временем. А из экспериментов с формой – только разделенный надвое экран, прием, придуманный не им (впервые такую технологию применил Абель Ганс в эпичном байопике «Наполеон» еще в 1927 году). Окей, первое время смотреть слегка непривычно – жизни Эль и Луи разворачиваются параллельно друг другу, что, за счет съемки одних и тех же сцен с двух камер, добавляет действию достоверности. К этому на удивление быстро привыкаешь, и кажется, что сейчас будет классическая фестивальная драма про жизнь и смерть.

   «Вихрь», реж. Гаспар Ноэ Кадр из фильма
«Вихрь», реж. Гаспар Ноэ Кадр из фильма

Но нет – это лишь контраст, на котором Ноэ играет с удивительным изяществом. Если так подумать, все его предыдущие фильмы – «Экстаз», «Необратимость», «Любовь», «Вход в пустоту» и даже полудокументальный «Вечный свет» – были об экстремальных состояниях человека. Наркотический приход, беспредельная ярость и уж тем более нахождение вне своего тела – все это сильно отличается от привычного быта, но разве таковым состоянием не является старость? Фирменная издевательская манера режиссера в этот раз даже не маскируется экспрессией и эпатажем – наблюдать за тем, как тело и разум медленно умирают, может быть куда страшнее, чем смотреть, допустим, на постановочные удары по голове огнетушителем из «Необратимости».

   «Вихрь», реж. Гаспар Ноэ Кадр из фильма
«Вихрь», реж. Гаспар Ноэ Кадр из фильма

Тут, конечно, немалую роль играют, простите за такой каламбур, актеры: Франсуаза Лебрун, легенда мирового кино и звезда новой французской волны, превратилась в живой артефакт. Ее естество, помноженное на мастерство, одновременно восхищает и пугает похлеще всяких скримеров. Знаменитый режиссер Дарио Ардженто тоже напоминает экспонат из музея: ему и играть особо ничего не нужно – достаточно лишь быть в кадре и давить жизненным опытом. Две ключевые фигуры кинематографа 1960-х встречаются в страшной минималистичной драме про застывшее время – а что такое есть кино, если не попытка запечатлеть время? Таким образом контекст отбрасывается в сторону: «Вихрь» – это полудокументальный боди-хоррор, в котором нет ни одного скримера, а жизни парадоксальным образом больше, чем смерти.