В одной из своих статей "...Я пошла в школу, решила устроиться. Меня не взяли" я рассказала о том, какую подготовку проходят будущие педагоги, прежде чем начать работать с детьми. И один мой читатель поинтересовался, зачем будущему учителю знания по по возрастной физиологии и школьной гигиене, по анатомии и медицине. Вот его комментарий:
"Странноватая ситуация,-специалисту высокого класса отказано в приёме на работу в связи с отсутствием некоторых знаний,-по
по возрастной физиологии и школьной гигиене, например..
И по анатомии и медицине ... Стесняюсь спросить, а зачем всё это учителю? Что ему эти знания дадут в плане понимания своего предмета? И какое отношение к той же математике и физике имеет история педагогики? Кстати, вот интересный момент,-это из моего личного опыта,- мне доводилось сталкиваться с тем,-и часто!,-что учителя,-те, что окончили педВУЗы,-напрочь не могут найти контакт со студентами-первокурсниками колледжей..."
Часть 1. Знания по возрастной физиологии и школьной гигиене
нужны учителю для того, чтобы:
1. Рассадить детей в классе согласно их росту и медицинской справке о состоянии здоровья.
Рассадка по росту, думаю, понятно: учащиеся с более низкого роста сидят впереди учащихся с более высоких ростом. Что, касается состояния здоровья, то тут учитывается зрение, слух, особенности опорно-двигательного аппарата. Итак, учащиеся с плохим зрением / слухом / сколиозом / ДЦП / синдромом Дауна и т.д. должны сидеть на первых партах. Если заболевания достаточно серьёзные, то каждый ученик сидит за отдельной партой.
Пример
Чаще всего первых парт три, а детей может быть треть класса с плохим зрением и с плохой осанкой, как у моей дочери (из 28 человек это будет пускай 9). То есть первые две парты каждого ряда заполняют они. Но если среди них есть высокие, что тогда делать учителю? Вот и должен учитель прямо досконально изучить все справки, иначе беда - или дети будут страдать, или учителя накажут и депремируют.
При этом у одной девочки в дочкином классе сколиоз третьей степени (и ношение корсета), и ей можно сидеть только на среднем ряду, а рост у неё при этом высокий. Хорошо, что зрение хорошее. Иначе, представьте себе, высокую девочку на второй парте на среднем ряду, например. По медицинским показаниям. В справке о состоянии здоровья так и пишут: "Рекомендовано сидеть на 1-2 парте среднего ряда".
Вторая девочка в этом классе имеет проблемы со зрением. А именно: у неё травма зрачка. Подружка два года назад ткнула ей случайно в глаз линейкой. Глаз спасти не удалось. Девочка должна сидеть на первой парте, так как видит только одним глазом.
2. Расставить парты, согласно определённому СанПином расстоянию между ними, относительно доски и проходу между партами.
Каждый год идёт приёмка школы к новому учебному году. Проверяющие проверяют всё. В том числе и соблюдение СанПиНа. Учителя приносят из дома рулетки и измеряют расстояние от доски до первой парты; потом расстояние между рядами и между партами каждого ряда.
Парты расставляются следующими образом: маленькие в начале каждого ряда, потом средние и, в конце, - самые высокие. На каждой парте (сбоку или под партой) и каждом стуле (там же или на спинке стула) наклеены наклейки разных цветов (на них написаны цифры от 1 до 6): оранжевого (цифра 1), фиолетового (цифра 2), желтого (цифра 3), красного (цифра 4), зеленого (цифра 5), голубого (цифра 6) цветов.
Пример 1.
Парты и стулья с цифрой 1 и оранжевой наклейкой - это для самых маленьких детей в школе, чей рост ниже 115 см. Парты и стулья с цифрой 6 и голубой наклейкой - это для самых высоких детей в школе, чей рост выше 175 см.
Цифра 2 на фиолетовом фоне обозначает, что за партой с такой маркировкой могут сидеть дети, имеющие рост свыше 115 до 130. Высота стола 52 см. Высота стула 30 см.
Цифра 3 на желтом фоне обозначает, что за партой с такой маркировкой могут сидеть дети, имеющие рост свыше 130 см до 145 см. Высота стола 58 см. Высота стула 34 см.
Пример 2.
Высота подвеса нижнего края классной доски (в том числе интерактивной доски) должна быть 70 - 80 см в помещениях для детей от 4 до 10 лет, 95 см - для детей от 11 лет. Расстояние от первых столов, парт до доски должно быть в пределах 1,6 - 2 м в среднем ряду и 2,4 м - в крайних рядах, от последних столов, парт - не более 8,6 м.
3. Соблюдать температурный режим в классе и соблюдать график проветривания.
Пример 1.
Температура в холодное время года для детей в возрасте от 7 лет в учебных кабинетах, библиотеке, читальном зале, помещениях для дополнительного образования должна быть от +18 до +20.
В мастерских, кабинетах обслуживающих видов труда должно быть +16 - +17 градусов тепла. В актовом зале должно быть не ниже +17.
В спортивных и хореографических залах, зале ритмики температура должна быть +15 - +18, а вот в раздевалках при спортивном и хореографическом залах, при зале ритмики должно быть теплее: +19 - +23.
Для абсолютно всех помещений в школе должна быть своя допустимая температура воздуха.
Пример 2.
4. Составить расписание уроков, информационных и классных часов, если учитель исполняет должность завуча.
Учебная нагрузка должна быть рационально распределена по дням недели. Расписание уроков составляется с учетом ранговой шкалы трудности. Примеры (см. таблицы ниже) будут из учебно-методического пособия авторов Т.С. БОРИСОВОЙ, М.М. СОЛТАН "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ".
Факультативные занятия в течение учебной недели проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных учебных занятий.
В расписании уроков в течение учебного дня чередуются предметы, требующие большого умственного и статического напряжения с предметами, включающими двигательные и динамические компоненты.
Контрольные работы проводятся по графику, утвержденному директором школы или гимназии.
5. Соблюдать режим труда и отдыха у учащихся на уроке и между уроками (физкультминутки и перемены).
В середине каждого урока с целью профилактики нарушений осанки, зрения, утомления проводятся физкультминутки (приложения 6, 9 Санитарных норм и правил), в начальных классах на 10 и 20 минуте урока. В средних и старших классах в середине урока. Или же уроки в старшей школе проводятся таким образом, чтобы учащиеся могли передвигаться по классу в течение урока (работа в группах, парах, у доски). Для профилактики нарушения зрения на каждом уроке учитель должен проводить зарядку для глаз.
Уроки в РБ длятся в первом классе 35 мин, со 2 по 4 класс - 45 минут. Перемены в первом классе по 20 минут. В остальных классах от 10 до 20 минут.
Итак, друзья, формат статьи не позволяет охватить полностью все те требования, которые должен учитывать учитель на уроке и на перемене. А если учитель занимает должность завуча или директора, то требований становится в разы больше.
В следующей статье расскажу, зачем учителю знать анатомию и медицину.
#школа #возрастная физиология и школьная гигиена #учитель