Найти тему

Зачем будущему учителю знания по возрастной физиологии и школьной гигиене, анатомии и медицине? Часть 1.

В одной из своих статей "...Я пошла в школу, решила устроиться. Меня не взяли" я рассказала о том, какую подготовку проходят будущие педагоги, прежде чем начать работать с детьми. И один мой читатель поинтересовался, зачем будущему учителю знания по по возрастной физиологии и школьной гигиене, по анатомии и медицине. Вот его комментарий:

"Странноватая ситуация,-специалисту высокого класса отказано в приёме на работу в связи с отсутствием некоторых знаний,-по
по возрастной физиологии и школьной гигиене, например..
И по анатомии и медицине ... Стесняюсь спросить, а зачем всё это учителю? Что ему эти знания дадут в плане понимания своего предмета? И какое отношение к той же математике и физике имеет история педагогики? Кстати, вот интересный момент,-это из моего личного опыта,- мне доводилось сталкиваться с тем,-и часто!,-что учителя,-те, что окончили педВУЗы,-напрочь не могут найти контакт со студентами-первокурсниками колледжей..."

Часть 1. Знания по возрастной физиологии и школьной гигиене

нужны учителю для того, чтобы:

1. Рассадить детей в классе согласно их росту и медицинской справке о состоянии здоровья.

Рассадка по росту, думаю, понятно: учащиеся с более низкого роста сидят впереди учащихся с более высоких ростом. Что, касается состояния здоровья, то тут учитывается зрение, слух, особенности опорно-двигательного аппарата. Итак, учащиеся с плохим зрением / слухом / сколиозом / ДЦП / синдромом Дауна и т.д. должны сидеть на первых партах. Если заболевания достаточно серьёзные, то каждый ученик сидит за отдельной партой.

Пример

Чаще всего первых парт три, а детей может быть треть класса с плохим зрением и с плохой осанкой, как у моей дочери (из 28 человек это будет пускай 9). То есть первые две парты каждого ряда заполняют они. Но если среди них есть высокие, что тогда делать учителю? Вот и должен учитель прямо досконально изучить все справки, иначе беда - или дети будут страдать, или учителя накажут и депремируют.
При этом у одной девочки в дочкином классе сколиоз третьей степени (и ношение корсета), и ей можно сидеть только на среднем ряду, а рост у неё при этом высокий. Хорошо, что зрение хорошее. Иначе, представьте себе, высокую девочку на второй парте на среднем ряду, например. По медицинским показаниям. В справке о состоянии здоровья так и пишут: "Рекомендовано сидеть на 1-2 парте среднего ряда".
Вторая девочка в этом классе имеет проблемы со зрением. А именно: у неё травма зрачка. Подружка два года назад ткнула ей случайно в глаз линейкой. Глаз спасти не удалось. Девочка должна сидеть на первой парте, так как видит только одним глазом.
Пример рассадки детей в классе.
Пример рассадки детей в классе.

2. Расставить парты, согласно определённому СанПином расстоянию между ними, относительно доски и проходу между партами.

Каждый год идёт приёмка школы к новому учебному году. Проверяющие проверяют всё. В том числе и соблюдение СанПиНа. Учителя приносят из дома рулетки и измеряют расстояние от доски до первой парты; потом расстояние между рядами и между партами каждого ряда.

Парты расставляются следующими образом: маленькие в начале каждого ряда, потом средние и, в конце, - самые высокие. На каждой парте (сбоку или под партой) и каждом стуле (там же или на спинке стула) наклеены наклейки разных цветов (на них написаны цифры от 1 до 6): оранжевого (цифра 1), фиолетового (цифра 2), желтого (цифра 3), красного (цифра 4), зеленого (цифра 5), голубого (цифра 6) цветов.

-2

Пример 1.

Парты и стулья с цифрой 1 и оранжевой наклейкой - это для самых маленьких детей в школе, чей рост ниже 115 см. Парты и стулья с цифрой 6 и голубой наклейкой - это для самых высоких детей в школе, чей рост выше 175 см.
Цифра 2 на фиолетовом фоне обозначает, что за партой с такой маркировкой могут сидеть дети, имеющие рост свыше 115 до 130. Высота стола 52 см. Высота стула 30 см.
Цифра 3 на желтом фоне обозначает, что за партой с такой маркировкой могут сидеть дети, имеющие рост свыше 130 см до 145 см. Высота стола 58 см. Высота стула 34 см.
Вот как маркируются столы и стулья в классе.
Вот как маркируются столы и стулья в классе.

Пример 2.

Высота подвеса нижнего края классной доски (в том числе интерактивной доски) должна быть 70 - 80 см в помещениях для детей от 4 до 10 лет, 95 см - для детей от 11 лет. Расстояние от первых столов, парт до доски должно быть в пределах 1,6 - 2 м в среднем ряду и 2,4 м - в крайних рядах, от последних столов, парт - не более 8,6 м.

3. Соблюдать температурный режим в классе и соблюдать график проветривания.

Пример 1.

Температура в холодное время года для детей в возрасте от 7 лет в учебных кабинетах, библиотеке, читальном зале, помещениях для дополнительного образования должна быть от +18 до +20.
В мастерских, кабинетах обслуживающих видов труда должно быть +16 - +17 градусов тепла. В актовом зале должно быть не ниже +17.
В спортивных и хореографических залах, зале ритмики температура должна быть +15 - +18, а вот в раздевалках при спортивном и хореографическом залах, при зале ритмики должно быть теплее: +19 - +23.
Для абсолютно всех помещений в школе должна быть своя допустимая температура воздуха.

Пример 2.

Такой график проветривания обычно висит в классе.
Такой график проветривания обычно висит в классе.

4. Составить расписание уроков, информационных и классных часов, если учитель исполняет должность завуча.

Учебная нагрузка должна быть рационально распределена по дням недели. Расписание уроков составляется с учетом ранговой шкалы трудности. Примеры (см. таблицы ниже) будут из учебно-методического пособия авторов Т.С. БОРИСОВОЙ, М.М. СОЛТАН "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ".

В белорусских школах.
В белорусских школах.
В белорусских школах.
В белорусских школах.
В белорусских школах.
В белорусских школах.
Для белорусских школ.
Для белорусских школ.
Для школ РФ.
Для школ РФ.

Факультативные занятия в течение учебной недели проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных учебных занятий.

В расписании уроков в течение учебного дня чередуются предметы, требующие большого умственного и статического напряжения с предметами, включающими двигательные и динамические компоненты.

Контрольные работы проводятся по графику, утвержденному директором школы или гимназии.

5. Соблюдать режим труда и отдыха у учащихся на уроке и между уроками (физкультминутки и перемены).

В середине каждого урока с целью профилактики нарушений осанки, зрения, утомления проводятся физкультминутки (приложения 6, 9 Санитарных норм и правил), в начальных классах на 10 и 20 минуте урока. В средних и старших классах в середине урока. Или же уроки в старшей школе проводятся таким образом, чтобы учащиеся могли передвигаться по классу в течение урока (работа в группах, парах, у доски). Для профилактики нарушения зрения на каждом уроке учитель должен проводить зарядку для глаз.

Уроки в РБ длятся в первом классе 35 мин, со 2 по 4 класс - 45 минут. Перемены в первом классе по 20 минут. В остальных классах от 10 до 20 минут.

Итак, друзья, формат статьи не позволяет охватить полностью все те требования, которые должен учитывать учитель на уроке и на перемене. А если учитель занимает должность завуча или директора, то требований становится в разы больше.

В следующей статье расскажу, зачем учителю знать анатомию и медицину.

#школа #возрастная физиология и школьная гигиена #учитель