(При желании использовать данную статью можете обратиться к варианту данной статьи в журнале "Молодой ученый")
Балканы всегда были известны разнообразием конфессий и этносов, и Югославия не является исключением. Чтобы это доказать, нужно, в первую очередь, посмотреть на название созданного в 1918 году государства- «Королевство сербов, хорватов и словенцев». Более того, до начала боевых действий в начале 1990-х, Югославия состояла из шести республик- (Сербия, Хорватия, Черногория, Словения, Македония и Босния и Герцеговина) и включала в себя два автономных края- Косово и Воеводина, которые входили в состав Сербии. [1]
Балканы в определенном роде стали синонимом выражений «этнический котел противоречий» или «религиозный котел противоречий», сам термин «Балканы» можно нередко найти в контексте, который направлен на демонстрацию сложности определенного региона или ситуации- при упоминании словосочетания «евразийские Балканы» американский дипломат Збигнев Бжезинский пишет про этнические противоречия,[2] а в народе устоялось выражение «пороховая бочка Европы» относительно балканского региона.
Созданная Югославия стала, если можно так сказать, мечтой южнославянской интеллигенции, но для успешного создания и существования такого государства необходимо было пересечь исторически сложившуюся черту, разделившую Западную и Восточную Римскую империю (в основном это разделение шло по религии- католицизм и православие). Эта черта проходила примерно по границе между Хорватией и Сербией, которые за всю историю своего соседства никогда не являлись единой территориальной единицей.[3]
Коммунистическая терминология использовала понятие «нация» для описания конституционных народов (сербов, хорватов, словенцев, мусульман, македонцев и черногорцев) и понятие «национальность» для описания неконституционных народов, например венгров и албанцев. Послевоенный лозунг «Братство и единство» обозначил официальную этническую политику в стране- народы Югославии- это равноправные группы, сосуществующие на мирных основах в федерации. Термин «мусульмане» в Югославии с 1971 года был скорее этническим, а не религиозным, этим термином называли южных славян, чьей религией был ислам. Это понятие не включало в себя неславянские народы Югославии, которые исповедовали ислам. Мусульмане были признаны одним из шести конституционных народов Югославии.[4]
В Боснии и Герцеговине примерно половина населения (50,7%) по данным переписи 2013 года- мусульмане. Христиан чуть меньше- 45,9% в совокупности, причем 30,7%- православные, 15,2% являются католиками. По этнической принадлежности, все по тем же данным, 50,11% отождествляют себя с босняками, 30,78% считают себя сербами и 15,43% сказали, что они- хорваты. До Второй мировой войны сербы составляли большую часть населения Боснии и Герцеговины, но в период Второй мировой, в результате переселения в Боснию и Герцеговину хорватов и мусульман, а также из-за геноцида сербов, численность сербов заметно сократилась. [5] Как мы можем видеть из переписи, данные по религиозной и этнической принадлежности практически совпадают. Также из данной переписи хорошо видно этническое разнообразие региона, входившего в Югославию.
Чтобы убедиться в том, что религия и этнос были непосредственно связаны и до Второй Мировой войны, можно также взглянуть на интерактивную карту Югославии, составленную по данным переписи 1931 года исследователем Милошом Поповичем- выбрав религию, например, католицизм (можно выбрать не только католицизм), мы ясно видим, что людей, исповедующих его крайне много в хорватских регионах и крайне мало в регионах сербских. [6] Также приведу в пример одну из карт Милоша Поповича, составленные на основе данных переписи 1931-го.
В Хорватии, по данным переписи 2011 года, хорваты составляют 90,4 % населения страны, сербы составляют 4,4%, оставшееся населения представляют другие этносы. Также по данным переписи от 2011 года 86,28% населения католики и 4,44 % православные.[7] Тут также виден очень высокий уровень религиозной и этнической связи.
Хорваты, чья нация формировалась в крайне сложных условиях, имели два основных идеологических течения: хорватский югославизм и национальный радикализм (великохорватизм). Приверженцы великохорватской идеологии претендовали на все южнославянские земли, считая их население хорватским. Словенцев они называли «хорватами-горцами», существование сербского и мусульманского народов отвергалось. Однако реально сторонники великохорватской идеи стремились к обеспечению господства хорватского национального сознания в самой Хорватии, Славонии и Долмации, а также к присоединению Боснии и Герцеговины к Хорватии. [8]
Оформление национально-государственной идеологии хорватского национал-радикализма относится к рубежу XIX- XX веков. Она утрачивает демократический характер и становится во многом выражением крайнего хорватского этнического национализма- прежде всего по отношению к сербам. Для определенной части этого течения было характерно отождествление понятий «хорват» и «католик».[9] В отождествлении этих понятий ясно усматривается непосредственная связь между религией и национальностью для хорватских ультраправых.
Идеологи партии хорватских национал-радикалов Й. Франка отрицали само существование сербов на территории Хорватии как этнической и религиозной общности, политически они ориентировались на Вену. Вот что писал один из видных представителей данного движения И. Кршняви : «У нас один и тот же язык, но сербов и хорватов разделяют глубокие культурные и политические отличия». [10]
Радикальные сторонники моноэтнического хорватского государства партии Й. Франка отвергали требования сербского национального движения о предоставлении сербам равных с хорватами политических прав. Признание равноправия сербов, по мнению сторонников Франка, привело бы к созданию «государства в государстве» в Хорватии. [11]
Праворадикальный фланг, в отличие от леворадикального фланга, в годы, предшествующие Второй Мировой войне, был представлен различными течениями (леворадикальный фланг в основном был представлен Коммунистической партией Югославии). Самыми заметными из них являлись хорватское движение усташей и созданное в 1935 году «Югославское народное движение ЗБОР», во главе которого стоял экс -министр финансов Димитрий Летич. Усташское течение базировалось на ультранационалистической хорватско-сепаратистской основе и было нелегальным, «ЗБОР», действовавший до ноября 1940-го легально, выступал за укрепление Югославии на централистских началах. [12]
Идеология «ЗБОРА» базировалась на патриархально-сербском традиционализме. Концептуальные основы «ЗБОРА» были пронизаны православно-клерикальной окрашенностью, в этих концепциях соединялся как антикоммунизм, так и антизападничество (обличение либерализма и политического плюрализма). И коммунизм и западный либерализм трактовались как порождение мировых зловредных сил, коими были, в представлении Летича, евреи и масоны. [13] В идеологии «ЗБОРА» также видна связь религии и национальности- патриархально- сербский традиционализм и православная окрашенность.
Как мы можем видеть, религия и национальность в югославском регионе непосредственно связаны и находятся в прямой зависимости как статистически, так и среди, допустим, некоторых национал-радикалов.
[1] Югославия. // Энциклопедия Кругосвет: сайт. – URL: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/YUGOSLAVIYA.html
[2] З. Бжезинский. Великая шахматная доска. // Издательство АСТ. – 2021. – С. 218
[3] Г. Киссинджер. Дипломатия. // Издательство АСТ. - 2019. - C. 238.
[4] Джорджевич К. Социополитическая и языковая ситуация в странах бывшей Югославии. // Евразийский лингвистический университет: сайт. – URL: http://www.my-luni.ru/journal/clauses/88/
[5] Босния и Герцеговина. // Большая российская энциклопедия: сайт. – URL: https://bigenc.ru/geography/text/5629905
[6] Yugoslavia in 1931. The census data. // milosp.info: сайт. – URL: https://milosp.info/maps/interactive/census1931/index.html
[7] Хорватия. // Большая российская энциклопедия: сайт. – URL: https://bigenc.ru/geography/text/4696622
[8] Фрейдзон В.И. Хорватский национальный радикализм (великохорватская идеология) в XIX веке. // Журнал «Славяноведение». - 1998. - С. 18
[9] Романенко С.А. Великая хорватская национальная идеология в начале XX века. // Журнал «Славяноведение». - 1998. - С. 24.
[10] Там же: С. 24.
[11] Там же: Стр. 25.
[12] Гибианский Л.Я. «Югославия в XX веке. Очерки политической истории». // РАН. Москва: «Индрик». - 2011. - С. 300
[13] Там же: С. 300-301