Найти тему
ТыжИсторик

Фредди Грин, незаметная скрепа супер оркестра Каунта Бейси

Автор: Виктор Н.

Есть такие люди на земле, которые не заметны своим присутствием, но их отсутствие ощущается очень сильно. Как соль в блюдах.

Для меня в музыке таким человеком является гитарист Фредди Грин. А если точнее, то - Frederick William Green (1911 - 1987) — американский свинг-джаз гитарист, который почти пятьдесят лет играл на ритм-гитаре в составе популярного биг-бэнда «Count Basie Orchestra» (в период 1937 - 1987).

Пару слов о самом оркестре Каунта Бейси. Многим это имя уже не знакомо. Но имеющие уши, да услышат. Мало музыкантов, которые получали клички или прозвища, если хотите. Тем более такие благородные как Граф (Каунт), Герцог или Президент. Оркестр Каунта Бейси был сверх популярен. Это была хорошо отлаженная машина. Лучшая тому иллюстрация - рисунок Тони Мунзлингера (Tony Munzlinger).

Вот Бейси кнопочку нажимает, и этот страшный агрегат приходит в движение.
Вот Бейси кнопочку нажимает, и этот страшный агрегат приходит в движение.

Если слушать этот оркестр на хорошей системе, вживую уже никак, то при вступлении медных и с кресла сдуть может.

Так вот, пружиной этой машины, был не только Бейси, но и Грин. А точнее, он был анкером или пульсом. Фредди Грин, музыкант, как обычно говорят, второго плана. Sideman. Он почти никогда не играл соло. Но достаточно часто и быстро менял аккорды, почти на каждой доле. Звук был достаточно чистый. Лишние струны глушил левой рукой. У него был свой стиль, который иногда называют «green chords», или аккордовый стиль Фредди Грина.

При игре он не использовал усилитель, хотя его гитару чисто классической назвать нельзя. Это был арктоп, сначала Гибсон, а потом Gretsch Eldorado acoustic archtop guitar. Сейчас эта гитара в музее. По каждому инструменту можно назвать пионеров, которые определили роль и особенности этого инструмента в джазе. Например, Чарли Паркер или Чарли Кристиан. В данном случае, для ритм гитары, таким музыкантом всегда останется Фредди Грин. Это - пульс оркестра. Я когда слышу его "бряканье" на гитаре, то чувствую, что оркестр жив. Речь веду, конечно, в основном об оркестре Каунта Бейси, с которым Грин играл почти 50 лет. А ритм группа оркестра Бейси долгое время считалась лучшей в джазе.

-3

В энциклопедиях о Грине не много написано. Буквально несколько строк.

-4

Работая в составе ритм секции оркестра, он обогащал ритм богатством своих аккордов, постоянно импровизировал, а то играл и мелодию своими аккордами. Но главное - это его ритм или пульс. Свинг. И драйв. Он "склеивал" весь оркестр, который звучал как единое целое. Ритм группа оркестра Кайнта Бейси становилась фундаментом его стиля. Не сразу это начинаешь понимать, но когда "допёр", то остается только удивляться такому мастерству.

-5

Можно было бы сказать, что это - ритм секция выделена. Но порядок исполнителей мог бы быть и другой, да и лидер обычно отдельно пишется, как в последнем примере. Но вот эти двое, Бейси и Грин, часто рядом, как будто это они лидеры этого сногсшибательного ( в прямом смысле слова) состава. Да и сам Бейси очень любил и ценил Грина.

Выступал Грин и с другими коллективами, звездными солистами. Я знаю три альбома, на которых имя Грина вынесено на титульную сторону.

-6

"Открыл" Фредди Грина Джон Хэммонд, музыкальный продюсер. Вот о ком здоровенные статьи в энциклопедиях. И свел Фредди с Каунтом Бейси. Когда ж это было? Март 1937 года. Так и повелось. На пятьдесят лет. А это был не просто оркестр. Это была элита джаза. Фредди попал в мэйнстрим.

Но не только учился, но и учил. Написал книгу о игре на ритм гитаре.

Говорил так:

Вы никогда не должны слышать гитару сами по себе. Она должна быть частью ударных, и звучать так, как будто барабанщик играет аккорды

Есть музыка, которая наводит на размышления, как у Билла Эванса. Есть музыка, которая "мотает" нервы, как у Эрика Долфи. А есть музыка, которая приносит радость, как оркестр Каунта Бейси с Фредди Грином. Кровь начинает бежать быстрее. Настроение поднимается.

И опять немного мистики. Родился Фредди в марте, с Бейси начал играть в марте, и скончался в марте (1 марта 1987), после выступления в Лас-Вегасе.

Исполнительская манера Грина послужила образцом для многих гитаристов, и не только в традиционном джазе, мэйнстриме, но и в современном джазе. И продолжает оказывать влияние на ритм гитаристов в рок музыке.

А моими любимыми альбомами оркестра Каунта Бейси являются - The Atomic Mr.Basie, Chairman of the Board и другие, каких довольно много.

-7

Фредди ушел, а музыка его осталась. Она продолжает радовать слушателей, и будет продолжать радовать еще не одно поколение любителей джаза.

Рекомендуем, если ищете, что почитать.

-8

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель