Найти тему
Интересные истории

Работа над фальшивками. Часть II. "Портрет жены Ксении"

Многих заинтересовал мой пост от 11 октября про сорванную аферу с продажей якобы картины Малевича. Посему продолжу. Тем более, что коллекционер Андрей Васильев, в своей книге "Работа над фальшивками", приводит еще один пример разоблачения.

Был на Невском проспекте антикварный магазин, прозванным питерцам "Три ступеньки вверх". Висел в нем женский портрет. Автор был неизвестен, модель тоже. Поэтому, цена была бросовой. Вот это сочетание "цена/качество" и заставило Васильева приобрести портрет дамы.

Тот самый портрет из "Трех ступенек вверх"
Тот самый портрет из "Трех ступенек вверх"

Коллекционер отреставрировал картину и повесил в прихожей, чтобы симпатичное женское лицо встречало его по утрам. Спустя несколько лет, близкий приятель, начал изводить его просьбами продать "портрет неизвестной". Ради эксперимента владелец заломил такую цену, что приставала. .. купил! Васильев был в шоке. Но не меньший шок он испытал увидев проданную картину на выставке "Круг Петрова-Водкина". Подпись гласила - Леонид Чупятов "Портрет жены Ксении"... Однако. Какой поворот!

Затем была выставка в Москве в галерее "Наши художники", потом выставка "Жены" в модном музее русского импрессионизма.Правда, в этом музее картина поменяла название на "Портрет Ксении" , все того же Чупятов. В каталоге выставки был подробный провинанс ( история жизни портрета). Сначала "Портрет Ксении" была в коллекции И.Е. Аничкова, потом в собрание Академика Д. С. Лихачева, далее - Малышев, далее - Левшенков. Интересно, что Малышев - это владелец того самого антикварного на Невском, где Васильев и купил картину. А вот сам Васильев из числа владелтцев выпал. Странно.

Обложка книги
Обложка книги

Об этом чуде Андрею Васильеву сообщила внучка академи Лихачева Зинаида Курбатова. Сам маститый дед-академик был всегда против частных коллекций, но у его зятя ( папы Зинаиды) висело на стене несколько Чупятовых. Девчонка тогда сама помогала отцу развешивать картины, но никакой "Ксении" среди них не было! 

То ли под влиянием взглядов тестя, то ли по иным причинам, но отец Зины распродал картины. И сделал это через тот самый магазин "Три ступеньки вверх". Особенно тяжело было расставаться с шедевральной чупятовской "Покров Богородицы над блокадным городом", написанной 21 сентября 1941 года, в день пожара Бадаевских складов.

Внучка академика рыдала, рассказывая какую аферу придумали, используя и имя Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Алиса Порет / Илья Авербах
Алиса Порет / Илья Авербах

Но это не все. На той же питерской выставки "Круг Петрова - Водкина" был представлен автопортрет Алисы Порет - ученицы Филонова. Портрет также принадлежал когда-то Васильеву. Путем изысканий он установил, что на картине изображена Татьяна Стракач, родная тетка кинорежиссера Ильи Авербаха ( фото в карусели), но автор - Алиса Порет. Горе Маши Авербах, утратившей единственный портрет любимой бабушки, не знала границ! Но устроители выставки были неумолимы. Раз написано в каталоге, что Порет - значит Порет!

Ну как, читатель, ты все еще веришь подписям к картинам на выставках?

Статьи по теме: