Как могут быть связаны такие, казалось бы, противоположные вещи, как бизнес и подсознание? А вот Михаил Кожуров вовсе не считает эти темы противоположными! Напротив, он находит, что ни бизнес в частности, ни жизнь вообще без работы с подсознанием никуда не годятся. Почему так и что с этим делать, писатель рассказывает в «художественном романе о продажах и переговорах» «Йоч. Бизнес с подсознанием».
Главный герой произведения — обычный парень, которому однажды стало доступно искусство осознанных снов и выхода из собственного тела. Это не только помогло перебраться на новый уровень бизнес-переговоров, но и изменило жизнь молодого человека на 180 градусов. Если получилось у него, почему же не получится у читателя?
В современном мире нас приучают к окольным дорожкам к своему подсознанию — через психологов, священников, коучей и даже через экстрасенсов и магов. А как насчет того, чтобы добраться прямой дорогой? Ведь именно там нас ждут ответы даже на самые сложные вопросы. А вместе с ними — качественно новый уровень бытия и совершенно иное понимание жизни. Так вы готовы рискнуть и отправиться учиться у собственного подсознания?
Чтобы развеять последние сомнения, мы передаем слово автору, ведь кто лучше него сможет рассказать о своем произведении, об осознанных снах и, конечно же, о загадочном Йоче? Михаил Кожуров как раз согласился нам дать подробное и интересное интервью!
— Добрый день, Михаил! Расскажите, как вы пришли в писательство: о чем были ваши первые произведения?
— Я в него еще не приходил. Да, и произведение у меня пока одно. Скажем так, произошло первое романтическое знакомство с творчеством. Мне оно понравилось, и, судя по отзывам о книге, творчеству понравился я.
Давно хотел написать книгу, да и дочка подначивала: «Батя, ты так классно рассказываешь. Попробуй так же написать».
Сначала эта задумка касалась сугубо профессиональной темы – переговоры, продажи. Стезя экспертного non-fiction развивается гораздо круче художественной литературы. И, казалось бы, сам Бог велел пойти именно туда. Издательства охотно берут даже неизвестных авторов, давая им заработать копейку малую.
С художкой дела просто швах – начинающий автор может на что-то надеяться только в жанре фантастики/фэнтези и любовных/эротических романов. С воображением у меня засада… Я им пользоваться не умею, а романтические взаимоотношения возбуждают тело, но не душу. И что остается? Забыть о заработке и выбрать самый безнадежный с коммерческой точки зрения путь – написать художественный роман о продажах и переговорах.
— Что в писательстве вам нравится больше всего?
— Когда-то я прочел довольно большое количество книг. Они наполняли голову мыслями, которых раньше в ней не было. Удачное цитирование доставляло удовольствие и рождало чувство, что я владею какими-то тайнами или откровениями. На определенном этапе количество поглощенных чужих смысловых построений стало надоедать.
Это как с интимом: можно сколько угодно о нем читать, но лучше заниматься. Вот и мне захотелось заняться созданием своих собственных замков идей и концепций.
Однажды я присутствовал на тесте по выявлению нарушений логических связей. Пациенту предлагали объяснить смысл какой-либо пословицы обычными словами. На вопрос, как объяснить пословицу «сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», мы получили короткий, но очень емкий ответ, тоже пословицей: «не в коня корм».
Факт остается один – волк живет согласно своей природе. Но сколько всего можно вокруг этого понастроить! Вот писатели и строят, добавляя к фактам новые смыслы, украшая их оттенками чувств. Уж, извините, теперь и я в этом участвую.
— А как выглядит ваше рабочее место?
— Оно везде, поэтому может выглядеть как угодно. В самолете, в поезде, в шезлонге на морском побережье, в номере отеля, дома на диване. Единственный его постоянный инструмент — это ноутбук.
Внешний контур окружающего пространства не важен, гораздо интереснее внутренний.
Ты либо входишь в состояние творчества, совершая множество попыток прилично сформулировать мысль, либо просто оказываешься в нем. Некоторые называют такой короткий путь вдохновением, я называю это «прийти к себе». Поэтому мое рабочее место не может «выглядеть», его можно только ощутить.
— С какими трудностями вы столкнулись, когда создавали роман «Йоч. Бизнес с подсознанием».
— Я, не имея опыта в писательском ремесле, совершенно не представлял, как выстраивать сюжет романа. Вот как взять и придумать что-то захватывающее? У меня и так, как я уже говорил, с фантазией туго. Поэтому пришлось собирать сюжет из своих историй и историй моих друзей. С другой стороны, фантазия, как и опыт, дело наживное. Если доберусь до следующей книги, проверю этот тезис на себе.
— Что вдохновило вас на написание такого произведения?
— Желание самовыразиться. Просто через какое-то время ты понимаешь, что монетизация собственных способностей в бизнесе дело почетное, но хочется чего-то и для души. Да, изначально хотелось поглубже залезть в экспертное болото коучинга и там о себе заявить — каюсь, грешен в гордыне своей. Но потом понял, что хочу не столько поделиться своим опытом продажника, сколько поговорить с моими друзьями о природе наших чувств, смысле жизни, эволюции любви…
В реальности разговоры по душам на такие темы заканчиваются приличным количеством односолодового виски. Перемножил друзей на литры – понял, что печень не выдержит, хоть и карман не треснет. Разумнее все изложить в книге и поговорить сразу со всеми и без печени-вредительства. А переговоры? Переговоры могут чуть-чуть подвинуться, не весь же опыт выкладывать разом. Чай, не экзамен сдаю!
— В книге вы пишете про осознанные сны, умеете ли вы управлять своими сновидениями?
— Конечно. Иначе бы я об этом не писал. Управление снами или так называемый «выход из тела», это навык, а не сверхспособность. В нем нет ничего необычного.
— Почему вы решили обратиться именно к теме подсознания?
— Знаете, в х/ф «Тот самый Мюнхгаузен» главный герой говорит, что каждый здравомыслящий человек должен время от времени поднимать себя за волосы. Я бы сказал, что каждый здравомыслящий человек должен обязательно разбираться со своим подсознанием. А то вдруг умирать, а мы не готовы!
Если б вы знали, какое количество чертей, монстров, мелких божков и крупнокалиберных комплексов шастают в головах у некоторых людей! Обычно это выглядит так, что при «выходе» или осознанном сне человек видит всю эту ерунду и, как следствие, сильно пугается. А это значит, что и когда он умрет, то столкнется с ней сразу же после смерти. Так что ад и рай дело индивидуальное. Но никто не запрещает обустроиться, так сказать, заранее. И слова Христа о прижизненном сборе богатств на небе я воспринимаю именно в этом контексте. Хотя можно пойти традиционным путем, через религию. В общем, обращение к теме подсознания — это обращение к одному из самых важных результатов человеческого существования.
— Как по-вашему мнению изменился бы мир, если бы у каждого в голове был бы свой Йоч?
— Думаю, мир покоился себе с миром. Ничего не изменилось бы для него. Вопрос, как изменился бы этот самый «каждый»? Но тут дело сугубо индивидуальное. Как договоришься с Йочем.
— У вас изначально был запланирован один финал или в процессе написания книги он менялся несколько раз?
— На старте финала вообще не было. Изначально роман задумывался о продажах и осознанных снах, но он сам собою выплеснулся за обозначенные рамки, оттеснив их философскими темами. И только после этого стало понятно, каким будет финал. К тому же я не смог пройти мимо желания оставить концовкой читателя наедине с вопросом: «Что это было, роман или реальный абсолютно беззастенчивый магический акт?»
— Как вы относитесь к тому, что вас могут сравнивать с Пелевиным?
— Думаю, до этого не дойдет. Как сравнивать профи с любителем? Очень уважаю его творчество, но меньше всего хотелось бы быть копией. Даже такого прекрасного писателя, как он.
— Если бы вашу книгу экранизировали, то кого вы видите в главных ролях?
— Я бы пригласил кого-то из неизвестных актеров. У нас огромное количество талантливых людей. И если бы экранизация моей книги стала бы для кого-то стартовой площадкой карьеры – это было бы чудесно. Но вас же такой ответ не устроит? Нужна визуализация? Ну, что ж, тогда главным героем – Максима Матвеева. По остальным не знаю, мало интересуюсь актерами. Это не мой круг общения.
— Что бы вы пожелали вашим читателям?
— Найти путь к собственному подсознанию. Удовольствия от прочтения книги вы и так получите.
Большое спасибо за интервью!