Найти в Дзене
Пилот параплана

Понимание катабатического ветра.

Оглавление

Представьте ситуацию: вы, после трудового дня, решили сгонять в горы и быстренько слететь с приглянувшегося вам старта. В долине ветер стих и вряд ли раздуется. Вы хватаете из багажника машины свой любимый ультралегкий комплект и бежите на гору, немного позже, чем запланировали. Поднявшись, понимаете, что самое интересное, что вас ожидает сейчас - это съезд на пятой точке вниз по крутому склону...

Зимний старт в Даргавсе.
Зимний старт в Даргавсе.

Нижняя стартовая площадка находится на двух третях подъема, ближе к хребту есть еще парочка. Пока вы шли к нижней, начало дуть сверху. Стабильный слив периодически сменяется стиханиями. Вы быстро готовитесь к прямому старту, но стиханий становится все меньше и вот уже вам в спину стабильно дует, а впереди стоящие деревья легко поймают вас в свои объятья. Есть мысль пойти к хребту, но это уже попахивает лотереей, в которой в случае проигрыша вам достанется долгая прогулка по темному крутому склону.

Что же такое - катабатический ветер?

Чтобы быть готовыми принять верное решение в данной ситуации, следует лучше разобраться с таким явлением как дренажное течение. Иногда движение воздуха вниз по склону называют катабатическим. Это немного вводит в заблуждение потому, что ветра типа Фена, Санта Ана, Бора, Чинук - тоже дуют вниз по склону. Они обычно гораздо сильнее и у них есть свои причины возникновения, да и дуть они могут гораздо дольше - по нескольку дней.

Обсуждая катабатические ветра, давайте наш слив будем называть дренажным или гравитационно направленным ветром. У него есть свое расписание и он дует по безоблачным вечерам, ночам и утрам, когда метеорологический ветер слабый. Эти ветра начинают дуть раньше выше по склону и чем выше, тем слабей.

Катабатический ветер - это результат охлаждения вечернего воздуха, который соприкасается с горными склонами. Воздух, во время охлаждения, становится плотнее и тяжелее. Он довольно не глубок, чем раньше и выше по склону он начинается.

В самом начале он может исчезнуть, так как его слой еще тонок. Ему может понадобиться несколько минут, чтобы набрать еще холодного воздуха и начать дуть снова. Это как термик, но наоборот. По мере охлаждения, движение воздуха вниз становится более стабильным.

Овраги и дно долины

С пониманием всего выше сказанного, вы собираете снарягу и бежите вверх по склону, к хребту. Не смотря на то, что ветер дует вам в лицо, во время подъема, вы понимаете, что в оврагах и кулуарах он дует сильнее, нежели на хребтах. Причина того - то, что холодный воздух ведет себя как вода на наклонной поверхности. Он бежит по канавам, отсюда и название "дренажный ветер".

Метрах в ста от хребта вы наблюдаете обнадеживающую картину. Такое ощущение, что вы вышли из дренажного ветра. поднимаясь выше по кулуару, к хребту, вы понимаете, что на возвышенностях воздух спокойней. Последний рывок к старту и вот - долгожданный ветерок вверх по склону, в пятидесяти метрах от хребта. На хребте все еще дует снизу, синоптический ветер. Пора лететь вниз!

В долине, возле посадки уже дует вниз, а на последних метрах перед землей вы замечаете падение температуры воздуха. Долинная инверсия только начала образовываться. Она будет увеличиваться к ночи. При определенном рельефе, некоторые долины образуют целые озера холодного неподвижного воздуха в глубоких закрытых кулуарах.

Рельеф и покрытие склонов.

Как быстро будет образовываться катабатический ветер, зависит от нескольких факторов. Если синоптический ветер слабый, то он не будет сильно разбивать холодный спокойный слой. Следовательно, это будет способствовать образованию слива.

Чистое, безоблачное небо способствует более быстрому радиационному охлаждению воздуха. Чем выше, тем меньше воздуха, чтобы замедлить охлаждение в пространстве, значит охлаждение земной поверхности будет быстрее. Чем суше воздух и меньше в нем водяных паров, тем быстрее происходит радиационное охлаждение поверхности.

Свойства поверхности так же играют значительную роль. Снег и ледники сильно охлаждают прилежащий к ним воздух, даже днем. И все же, как только эти склоны попадают в тень, так сразу температура на них начинает стремительно падать. Не редко, на крутых заснеженных склонах, может образовываться катабатический ветер более 10м/с уже через час после прихода тени. Это особенно заметно, когда вы находитесь в канаве, где сходятся все нисходящие потоки.

Влажные и сырые склоны так же быстро остывают, попадая в тень. Но там катабатический ветер обычно слабее, до 3-4м/с.

Скалистым склонам требуется больше времени побыть в тени, чтобы остыть. Большие скалистые стенки могут остывать до температуры, ниже температуры окружающего воздуха несколько часов, после прихода тени.

Так как мы пилоты-парители, то нам то и дело приходится строить воображаемые модели дневного движения воздуха, которое образует термики и это достаточно сложно. Так же нам необходимо понимать, когда движение воздуха вверх сменится на слив. Как же все таки здорово, что слив гораздо более понятен!

Оригинал статьи тут.

Katabatic flow and downslope winds | Cross Country Magazine