Найти в Дзене

Психология мотивации

Сейчас читаю книгу "Психология мотивации" (Хэлворсон). Есть очень интересная мысль и исследования ее подтверждают.

Я всегда cчитал и воспринимал мотивацию как - средство по удовлетворению потребностей. Если у меня есть потребность в чем-то, то у меня появляется мотив на удовлетворение потребности, я начинаю действовать. Такая формулировка описывает механизм действий, причинно-следственную связь и это позволяет разобраться в поведенческой сути мотивации.

А в книге Хэлворсон описывается более глубинная штука.

Главная мысль следующая.

Первую группу людей мотивирует успех, достижение целей. Они готовы рисковать и это их вдохновляет. Их вдохновляет то, что есть цель и они хотят её достигнуть, они как бы стремятся достичь цели, несмотря ни на что.

Вторую же группу людей мотивирует избегание неудачи (здесь важно правильно читать, именно мотивирует, а не демотивирует). Например, есть цель и данную группу людей будет мотивировать движение к этой цели именно тогда, когда они поймут и осознают, что могут потерпеть фиаско и останутся в проигрыше чего-то не достигнув.

Тут важно понимать следующее, речь именно о мотивации. Просто одну группу мотивирует успех, а вторую группу мотивирует избегание неудачи (вероятность проигрыша, наказания и т.д.).

Все это идет из нашего детства.

К примеру, в США присуща культура достижений и здесь восхваляют успех и достижения. Родители всячески поддерживают успехи и с понимаем относятся к неудачам. И дети этих родителей будут мотивированы успехом и достижениями.

А, к примеру, часто встречается другая ситуация, когда дети приносят из школы плохие отметки. Их конечно же ругают, сравнивают с другими учениками, друзьями. Когда же дети приносят хорошие оценки - это как бы само собой разумеется, это норма и именно так воспринимается. В такой среде вырастают дети, которые будут замотивированы на избегание неудачи.

И здесь напрашивается интересный вывод.

Мы очень часто видим как нам рассказывают с разных сторон про успехи, про цели, про достижения, но получается, что одних людей это мотивирует, а других нет. Других будет больше мотивировать, если мы им скажем, что произойдет что-то не очень хорошее, если мы не достигнем цели.

И получается, что когда мы хотим замотивировать группу людей, рассказывая им только про успехи - этого будет не достаточно, поскольку наверняка в группе будут люди, которых мотивировать будет как раз возможность избежать неудачи.

Конечно же есть люди, которые научились быть замотивированными на оба варианта, но как правило преобладают группы с одним набором мотивации.

И это инструмент!

Нужно учиться этим пользоваться, но прежде конечно нужно научиться различать, как же именно мотивирован тот или иной человек, для этого есть контрольные вопросы.