За лето я много пересматривал (а что-то смотрел впервые) Вуди Аллена. Ретроспектива дедушки Аллена просто подтвердила мою давнюю мысль, Аллен - лучший экранизатор Достоевского. Да, несмотря, на то что он никогда не снимал прямых адаптаций произведений Фёдора Михайловича, и да, несмотря на то что у него достаточно нигилистическое и экзистенциальное прочтение его книг, с не то чтобы полным, но по большей части, игнорированием социальных и политических мотивов. Но, как мне кажется, в этом и смысл экранизаций литературы, не слепо переносить текст на экран, а отрефлексировать через себя (а лучшие и любимые экранизации именно такие).
Наиболее явный пример по теме, конечно, совершенно прекрасный «Матч Пойнт». В одной из первых же сцен главный герой Крис Уилтон читает «Преступление и наказание», жирно намекая на дальнейшие события. Но Крис отличается и, в то же время, похож на Раскольникова, главного героя «Преступления и наказания». Оба они заканчивают убийством, очень похожим образом (разыгрывая кражу), и, если Раскольников совершает свое преступление, как если бы это было моральным долгом, потребностью общества, Крис убивает не только ради личных интересов, но и человека, которого он любил.
Более того, Аллен демонстрирует полное отсутствие надежды на человечество и справедливость через реакцию Криса после убийства: его лицо остается прежним, он может без колебаний говорить об убийстве после того, как прочитал о нем в газете ещё не успев высохнуть после душа и позавтракать с женой.
Его совесть чиста, ибо он думает, что просто решил свою "проблему" и спас свой брак, есть даже маленькая сцена, где он оправдывает случайное убийство соседки "жертвой во имя более великих дел", а своего нерожденного ребёнка цитатой Софокла: "Возможно, для того кто не родился, это самое большое благо". Раскольников же, идейно убивший "за благое дело", терзается сожалением и в конце концов сознается. Крис такого не сделает; он просто останется в стороне, наблюдая за происходящим. Теперь судьба играет в свою игру, спасая Криса.
Аллен пытается сказать нам, что это зависит от нас, от нашей воли, решиться на признание, потому что никто не сделает этого за нас, потому что мы заслужили свое наказание, но мы слишком невежественны, чтобы понять это и всегда будем ставить себя выше других, даже если это касается убийства кого-то. Раскольников, следовательно, более честный человек, но современные "герои" больше похожи на Криса Уилтона.
Параллели между Алленом и Достоевским не менее ярко чем в «Матч Пойнте» чувствуются и в более ранних «Преступлениях и проступках». Фамилия, уже упомянутого в посте выше, Раскольникова довольно говорящая. Его личность "расколота", один из "осколков" - высокомерный наполеоноподобный человек, которому не писаны правила морали. Другой - гуманный человек, помогающий семье Мармеладовых.
Интересно, что в «Преступлениях и проступках» Аллена роль главного героя сама по себе разделена. Половина “роли” Раскольникова достается Джуде (Иуде) Розенталю в исполнении Мартина Ландау. Джуда - успешный офтальмолог, который устраивает убийство своей неуравновешенной любовницы, тем самым освобождая себя (как он считает) от последствий супружеской измены. В отличие от Раскольникова, Джуда - состоятельный человек, который может позволить себе нанять своего брата для совершения убийства. На этом фоне примечательна его фраза о том, что он "не может позволить себе такую роскошь, как Бог". Как и Раскольникова, Джуду мучает чувство вины после его убийства, но он не признается и не искупает вину.
Также в фильме Аллена “роль Раскольникова” играет комический персонаж: режиссер-документалист Клифф Стерн в исполнении самого Вуди. Джуда совершил преступление, подобно герою «Преступления и наказания» - убийство, в то время как Клифф страдает от других "недугов" Раскольникова; как и последний, Клифф, мыслитель, который не особенно печется о деньгах (хотя и нуждается в них), стремится к величию и раздражен своей родственной связью с высокомерным, самодовольным и алчным человеком, "сделавшим себя сам” - шурином Лестером.
В «Преступлении и наказании» Раскольников испытывает отвращение к помолвке своей любимой сестры Дуни с капиталистом Лужиным и не может смириться с фактом, что его сестра намерена пожертвовать собой ради Раскольникова; в «Преступлениях и проступках» "Лужин" Клиффа - брат его жены, Лестер, который дает Клиффу одиозную, хотя и прибыльную работу по написанию и постановке хвалебного биографического документального фильма об его огромном успехе. Клифф же предпочел бы работать над своим документальным фильмом о профессоре Леви, мудром старом философе-экзистенциалисте, но для этого ему нужны деньги Лестера.
И Клифф, и Раскольников ненавидят своих богатых, смехотворных шуринов, и оба отвергают их деньги; Раскольников отметает предложение Лужина о финансовой поддержке, а Клифф сопоставляет отснятые сцены глупости и самолюбования Лестера с кадрами выступления Муссолини и говорящего мула. В обоих случаях шурин — комический элемент, отвлекающий от вопросов морали. Но важно отметить, что у Аллена Лестер женится на любовном интересе Клиффа тем самым побеждая , тогда как у Достоевского Дуня отвергает Лужина из-за неодобрения своего брата. И снова мир у христианина и гуманиста Достоевского гораздо более справедливое место, чем мир экзистенциалиста и атеиста Аллена.
Более того, в «Преступлениях и проступках» разный взгляд на религию Аллен подает через символизм близкий к произведениям Федора Михайловича. В начальной сцене Джуда принимает гуманитарную награду за новое офтальмологическое отделение больницы. В своей благодарственной речи он вспоминает слова отца и связывает их с выбором профессии: "Глаза Бога всегда устремлены на нас". Джуда был воспитан в религиозной семье, но он подобно персонажу Достоевского, Ивану в «Братьях Карамазовых», умышленно ушел от веры к циничному самооправданию, которое Достоевский возненавидел бы.
Джуда лечит слепоту раввина Бена. Раввин - символ религии и морального кодекса. На протяжении всего фильма Бен медленно слепнет. К концу, на свадебном приеме он совершенно теряет зрение. Таким образом, значение и ценность религии для Джуды медленно угасает. Аллен использует этот штрих для демонстрации идеи о том, что если грех не виден, может ли человек продолжать жить полноценной жизнью без наказания? Джуда смог, но в более ранней сцене глаза Бога наблюдали за ним. Джуда заходил в квартиру к своей любовнице Долорес, когда она уже была мертва и лежала с открытыми глазами. Открытые глаза - прямая отсылка к фразе отца Джуды, которую он произносил в начале фильме - глаза Бога наблюдают за нами все время.
Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса" , где я делаю подобные разборы каждую неделю.