Окончание.
Все дальше во времени уходят огненные годы Великой Отечественной войны, становясь для новых поколений далекой историей. Однако архивы хранят большой объем сведений о мужестве советских бойцов и командиров. В военные годы для отпора врагу в стране было сформировано множество различных воинских частей и соединений. Так, например, 343-я стрелковая дивизия первого формирования создавалась в Северокавказском военном округе в тяжелейшем для страны августе 1941 года. Так случилось, что в составе этой прославленной стрелковой дивизии во время войны служили и некоторые наши земляки-сибиряки, призванные в действующую армию из районов и городов Красноярского края и Хакасской автономной области.
В ночь с 1 на 2 октября 1943 года началась переправа основных сил дивизии с помощью переправочных средств саперов. В течение ночи на острова Каску и Безымянный были переправлены стрелковый полк, батарея артполка, две минометные батареи, станковые и крупнокалиберные зенитные пулеметы. Немцы непрерывно обстреливали район переправы этой дивизии, территорию островов и примыкающий к переправе берег реки Днепр. Из-за осколков немецких снарядов и мин многие переправочные средства саперного батальона — деревянные лодки и металлические понтоны — вышли из строя. Ценой больших усилий и самоотверженного труда, под непрекращающимся обстрелом саперы раз за разом латали пробитые понтоны, паромы, плоты и лодки. Они тут же спускали их на воду и продолжали переброску войск, боеприпасов, снаряжения, эвакуируя обратно на левый берег раненых бойцов и командиров, а также и вывоз с правого берега свыше 150 раненых советских бойцов. Бои во время форсирования Днепра между нашими войсками и немцами на островах Каска и Безымянный носили ожесточенный и кровопролитный характер. Противник изо всех сил пытался во что бы то ни стало сбросить наши наступающие подразделения в Днепр. Атаки немецких 289-й и 320-й пехотных дивизий ХІ армейского корпуса Вермахта следовали одна за другой. Бойцы и командиры 97-й стрелковой стойко отбивали все атаки немцев, показывая пример мужества и героизма.
С утра 1 октября 1943 года противник предпринял еще шесть атак на позиции 3-го батальона 294-го стрелкового полка, который только что переправился через Днепр на остров Безымянный. Командовал батальоном гвардии капитан В.Н. Ефимов. Раз за разом фашисты накатывались на позиции батальона, но всякий раз вынуждены были отступать, оставляя на поле боя десятки своих убитых и раненых солдат. Во время шестой контратаки немцам удалось вплотную подойти к нашим позициям. Тогда гвардии капитан Ефимов поднял своих бойцов в рукопашную атаку. Гвардейцы в жаркой рукопашной схватке, под напором превосходящих сил противника через несколько часов боя погибли почти все, а несколько уцелевших бойцов были вынуждены оставить остров...
Ночью прибыли свежие советские резервы. Высадившись ночью на о. Каска, они с неожиданной атакой ворвались на передовые немецкие позиции и захватили 2 ручных пулемета, 30 пленных, уничтожили свыше 100 немецких солдат и офицеров. В течение 3, 4 и 5 октября 1943 года немцы предприняли еще до 10 ежедневных атак. Защитниками островов все атаки были отбиты с большими потерями с немецкой стороны. Велики были и наши потери. Так, 97-я гвардейская стрелковая дивизия потеряла в боях за эти дни 877 бойцов убитыми, включая в это число и свыше 200 советских солдат и командиров, умерших от ран в 425-м медсанбате дивизии, который дислоцировался в с. Доновка. Всех убитых и умерших от ран советских бойцов похоронили на месте их гибели.
Из журнала боевых действий дивизии: «292-му стрелковому полку удалось потеснить немцев на о. Каска и закрепиться на нем. Утром 6 октября 1943 года немцы предприняли генеральное наступление на нашу оборону на островах. Этот день стал самым тяжелым и кровавым для защитников островов. По пять немецких атак отбили бойцы 292-го и 289-го полков. Перед окопами уже остались лежать на песке более 500 немецких солдат, однако, несмотря на огромные потери, немцы вновь пошли в атаку. Шестая по счету атака началась с массированного минометного обстрела островов. Немцы сосредоточили здесь четыре батареи пушек калибром 105 мм, три батареи орудий калибром 75 мм, пять батарей минометов калибром 81 мм, две батареи полковых минометов (калибр 50 мм), две батареи шестиствольных минометов, одну батарею калибра 210 мм и до полка пехоты. На о. Дамасков — батарея самоходных орудий и четыре танка». (Архив ЦАМО. — Ф. 1271, Оп. 1, Д. 1, стр. 61–63.)
Случилось так, что противники как бы поменялись ролями. Советские солдаты, идущие в наступление, были остановлены, а немцы, подтянув резервы, стремились во что бы то ни стало отбить занятую территорию. Ближе к вечеру 6 октября 1943 года немцы вновь начали сильный минометный обстрел днепровских островов. В течение часа на советских солдат снова посыпались сотни немецких снарядов и мин. Острова утонули в сплошном дыму и тучах песчаной пыли, поднятой вражескими разрывами. Казалось бы, все живое должно было погибнуть от разрывов десятков тонн вражеских снарядов и мин. Укрыться от огня на островах людям было практически негде. Выкопанные в песке окопы и стрелковые ячейки осыпались от первых разрывов и вскоре превратились в неглубокие ямы. Бойцы 292-го и 289-го стрелковых полков дивизии понесли в этом бою большие потери убитыми и ранеными. Еще грохотали разрывы, сдвигаясь к руслу Днепра и дальше к левому берегу, а передовые цепи немецкой пехоты уже переходили вброд небольшой пролив между островами Букарешты и Каска. Другая группа немецкой пехоты атаковала с острова под названием Дамасков. Многие наши раненые уйти с поля боя самостоятельно не могли, поэтому они оставались на позициях и продолжали отстреливаться от немцев до последнего патрона.
Немцам, имеющим большое численное преимущество, удалось глубоко вклиниться в расположение наших подразделений. Группа немецких автоматчиков вышла в расположение командного пункта 292-го и 289-го стрелковых полков. Более двух с половиной часов бой шел прямо на позициях штабов, и вскоре людские резервы стрелковых полков были исчерпаны полностью. У уцелевших в бою бойцов и командиров заканчивались патроны. Тогда командиры этих полков — гвардии майор М.А. Каюков и гвардии подполковник П.Р. Панский — собрали всех уцелевших советских бойцов из числа тех, кто мог держать в руках оружие, и повели их в рукопашную на врага. Горстка командиров и бойцов охраны командного пункта, кто с автоматом, кто с карабином, а большинство с гранатами или камнями в руках, бросились на врага. Это была яростная схватка! Почти все советские бойцы пали в этом неравном бою, но узенькую прибрежную полоску днепровской земли они все-таки отстояли. Почти 250 советских солдат и офицеров погибли в этом бою и навсегда остались лежать на острове Каска к исходу дня 6 октября 1943 года. Наши потери за этот день были большими, но и враг тоже был обескровлен, и больше он уже не имел возможности атаковать здесь.
Далее события на этом участке фронта развивались так. Утром 6 октября 1943 года на о. Каска был убит командир 292-го полка гвардии майор А.О. Полухин. Назначенный вместо него и. о. командира полка гвардии майор М.А. Каюков 1911 года рождения командовал полком недолго. Он также погиб в этот день в бою, отражая с бойцами очередную контратаку немцев. Об этом храбром офицере следует сказать особо. Михаил Александрович Каюков происходил из семьи забайкальских казаков. Он родился в пос. Булдурук Забайкальской области. В РККА — с 1932 года. Участвовал в боях у озера Хасан и в советско-финской войне 1939–40 годов. В боях под Сталинградом воевал в должности заместителя командира 1153 СП 343-й стрелковой дивизии по строевой части. За храбрость в боях капитан Каюков ранее был награжден орденом боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда». 6 октября 1943 года гв. майор Каюков М.А., командир 292-го полка 97-й гвардейской дивизии, разделил трагическую судьбу многих бойцов своего полка — погиб смертью храбрых в бою за Родину на днепровских берегах. За этот бой храбрый офицер был представлен командованием к званию Героя Советского Союза, но по каким-то причинам это высокое звание он так и не получил.
Во время боев за Днепр многие бойцы и командиры 97-й гвардейской Полтавской дважды орденоносной стрелковой дивизии проявили массовый героизм и мужество. Однако ввиду бесперспективности дальнейшего наступления дивизии на этом участке советско-германского фронта командование 2-м Украинским фронтом приняло решение остановить наступление 97-й стрелковой дивизии на захваченном ею плацдарме и перебросить дивизию на другой участок фронта, суливший большие перспективы для дальнейшего развития наступления в направлении Александрия — Кировоград. Поэтому 7 октября 1943 года части 97-й гвардейской Полтавской Краснознаменной стрелковой дивизии были выведены на левый берег Днепра и, совершив ночной марш вдоль левого берега реки, сосредоточились в районе речной переправы у с. Дериевка. 10 октября 1943 года подразделения этой дивизии переправились на правый берег Днепра и начали наступление на новом плацдарме в районе деревень Дериевка — Куцеволовка Кременчугского района Украинской ССР.
В боевых действиях по форсированию Днепра у г. Кременчуг на Украине 97-я гвардейская Полтавская Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого 2-й степени стрелковая дивизия потеряла убитыми, умершими от ран, пропавшими без вести и попавшими в плен, согласно архивным донесениям о безвозвратных потерях — 8476 своих бойцов и командиров. Приказом Верховного главнокомандующего маршала Советского Союза И.В. Сталина от 29 сентября 1943 года частям и соединениям Степного фронта, особо отличившимся при освобождении Кременчуга, было присвоено почетное наименование «Кременчугских». Сведений же об обнаружении временных могил и последующем перезахоронении останков наших погибших солдат и офицеров в послевоенное время с названных островов в дельте реки Днепр во время последующего их затопления водами Кременчугского водохранилища при строительстве ГЭС автором материала в архивах обнаружено не было.
Сергей БАЙКАЛОВ
Фото из открытых источников