В 1973 году психологи из Принстонского университета Джон Дарли и Дэниел Батсон провели эксперимент. С целью выяснить влияют ли этические нормы на поведение человека.
Отобрали студентов из Принстонской богословской семинарии для изучения профессиональной карьеры. Исследование проводилось в два этапа. Сначала испытуемый читал один из вариантов текста. Первый касался будущей карьеры, во втором была притча о добром самаритянине. После этого студенту наговаривал на магнитофон небольшую речь по поводу прочитанного, но в другом здании. Здесь кроется подлинный смысл эксперимента.
По пути следования студентов, авторы исследования поместили актера. Он играл страждущего, нуждающегося в помощи. Джон Дарли и Дэниел Батсон изучали окажет ли притча о необходимости помогать ближнему влияние на поведение человека.
“Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Евангелие от Луки, 10: 29-37).»
Оказалось, что единственным фактором влияющим на решение была спешка. Те студенты, которым сказали, что их уже ждут и нужно торопится, останавливались у пострадавшего значительно реже.
Таким образом эксперимент показал, что на поведение человека существенное влияние оказывают обстоятельства, в которых он находится.
А потом надеемся, что детям достаточно объяснить важность выполнять домашнюю работу и они будут её делать. И никакие внешние обстоятельства не повлияют на это важное решение. Ведь он же учится ради себя.
Последнее утверждение особенно шокирует. Представьте себе 10-летнего ребенка и его жизненный опыт. Что за это время произошло и показало как важно образование? Не взяли на работу без диплома? Не получил повышение, потому что нет второго высшего? Отдал всю зарплату, потому что неправильно посчитал сдачу покупателю?
Дети ходят в школу и учатся, потому что взрослые создают соответствующие обстоятельства. Ребенок идёт в первый класс и взрослые суетятся вокруг. Покупают новые штуки, одевают, бантики, косички, галстуки. Красивый портфель - это бомба! Всё новое и интересное.
Домашнюю работу задали. Надо делать, но лучше бы поиграть. А тут родители. Сидят рядом, смотрят, хвалят. Как много внимания. Со временем формируется привычка. Пришел со школы, поел, садись делать домашнюю работу. Потом другие дела.
А если друзья зовут в танки катать? Там интересней, а домашку потом. Заигрались, на домашнюю работу времени не хватило. Родители не спросили, учительница к доске не вызвала. Никаких последствий, так можно и не делать.
Дети не представляют, как невыполненная домашняя работа скажется в будущем. Потому что картина будущего еще не простраивается. Лобные доли мозга, отвечающие за формирование картины будущего, пока в процессе развития. А прямо здесь и сейчас столько соблазнов. Гораздо более интересных, чем скучная домашняя работа.
Все люди знают, как делать правильно. Но поступают согласно обстоятельствам.