Виктор Степанович
Из серии: Летчик и автомобиль.
Так называемая "Паяльная лампа" - "штука" напоминающая примус, очень была любима "автогубителями" в век "Волг", "Москвичей" и прочих "легковушек" "Совавтопрома".
Да и водителям большегрузных автомобилей она не раз и не два давала живительное тепло двигателю и...хозяину, помогала приготовить еду рыбаку и выручала "автопутешественника".
С «паяльной лампой я познакомился», когда обзавелся «горбатым Запорем». Купил на барахолке бэушную «паялку» и бросил её в багажник даже не проверив качество, настолько речист был хозяин уверявший, что и «с полпинка разжигается и горит долго и - экономичая и т.д.»
И лежала она там до тех пор пока не увидел старший брат – автомобилист и «автобусник» «с таким стажем - сколько не живут». Он её покрутил в руках, кое-как запалил, почистил форсунку, чего то там покрутил и подождав немного стравил воздух из полости.
Потом, посмотрев по сторонам, молча закинул…
Я открыл было возмущенно рот, но он так же молча подошел к своему «жигулю» и достал старенькую паяльную лампу. У неё «горелка» была почему-то слегка свернута набок.
- Вот, пользуйся! – сказал брат. Безотказная вещь. От моего «Икаруса» – продолжил он. Не раз и не два меня выручала.
- А ты? – спрашиваю изумленно и подчиняясь действиям старшего брата.
- А у меня ещё есть - хитро прищурившись, сказал он.
Я частенько мотался и один и с семьей к своим родителям в Капчагай. Это поселочек строителей ГЭС в 60 км от Алма-аты.
Однажды зимой проехав половину пути почувствовал, что машину повело в сторону и упала скорость: кирдык правому заднему колесу – подумал я. Оно было и так всё в заплатках от летних поездок «по прериям».
Кое-как отрулил к обочине и встал на ветру и морозе.
- Градусов двадцать за бортом однако – выйдя из «броневика» отметил для себя подходя к багажнику.
Достал запаску и,.. ахнул: забыл заклеить дырку, попав с месяц назад на гвоздь!
Хоть и одет был соответствующе, но ветрюга на вершине холма пробирал сквозь демисезонку и свитер, поддувая под широкополые «по моде», брюки.
Автоаптечка была, но кончились «пиропатроны» позволяющие приваривать заплатку хоть на морозе.
- Надо разбортовывать колесико то, чтобы чего-нибудь придумать! - почесал я репу и достал пятисотграммовую кувалдочку-молоточек - тоже подарок, только среднего брата- «металлиста».
Пока разбортовывал с помощью «уголка» и кувалды - ещё ничего согрелся маленько, а вот когда достал камеру и пока прикинул что с ней делать - вмиг подмёрз.
Печка на «горбатом» была никудышная – еле хватало чтобы не обмерзало лобовое стекло. Позже я выкинул её на,….. и «взял горячий воздух из двигательного отсека» посредством толстенной резиновой трубы и «волговской улитки».
- Бум греться работой – поеживаясь осматриваю дырку в камере. Полез в покрышку тылом руки и наткнулся на острый гвоздь застрявший в резине. Пока искал бокорезы и цеплял головку гвоздя без перчаток, руки - закоченели.
- Бл_ха – муха! – так и задубеть недолго - рассердился сам на себя, забывшего простое правило: «выезжая за город проверь все что надо».
Все было.
А запаска – дырявая.
Стоп!- хлопнул себя по лбу. Ну–ка, где моя «паялочка»?
Дареная паяльная лампа, мухой разожглась и загудела басовито невзирая на усиливающийся к вечеру ветрюган.
- Так! – думаю, куда её приладить и,…. ставлю возле машины, а сам - иду за колесом, хотя можно было бы и наоборот.
Когда возвращался с колесом и камерой к «паялке» неожиданно для себя обнаружил, что меня, ниже пояса, обдувает горячим воздухом, хотя расстояние до лампы было метра полтора.
- Эге! – Смекнул быстро и поставил лампу ещё на полметра дальше против ветра, присев к колесу.
- Твою дивизию! – восхитился тут же. Как в теплом помещении сижу, обдуваемый мощным потоком подогретого и чистого воздуха - смешанного с морозным ветром и пламенем горелки.
Встал и подправил поток воздуха подложив камешки под дно лампы, нагнув её «жерло» пониже. Я ведь буду у земли, а не во весь рост.
Достал складной стульчик и не спеша усевшись на него занялся камерой.
К сожалению, ничего другого не остается кроме как «зажать дырку пятаком» – понял едва глянул на остатки клея и запасные "заплатки" в коробочке.
- Так у меня же есть ещё камера! – возрадовался было, но вспомнил что отдал её соседу по стоянке, а возврата - не дождался…..
Делать нечего! Нашел пятак, согнул пополам на пассатижах молоточком и аккуратно зажал порез сначала пассами, а потом - легонько постукивая и молоточком.
Пока выдрючивался да снова заправлял лампу начало темнеть и поэтому забортовывал и накачивал запаску ручным насосом, уже в полутьме.
Рядом встала грузовая машина и подошедший водитель спросил нужна ли помощь, но войдя в «тёплую зону» - восхищенно цокнул языком и коротко обронил: Удачи, братишка!
Я поменял колеса и быстро разбортовал спустившее.
Так же быстро зажал махонькую дырочку на пятнистой от заплат камере вторым пятаком и забортовал. Накачивать его на всякий случай уже не было сил.
Но отъехав километров пять «встали уже на второе колесо», правда - в низинке где ветер был потише и рядом с крытой, пустой ночной остановкой автобуса.
Я считал качки насоса и думал про себя, что у меня в машине теперь будут лежать.... «сто целых камер и куча пиропатронов», и,.... всегда целая и накачанная «запаска».
Но об этой мысли - вспомнил только летом лежа на пляже и глядя как соседский пацан нашел спичку и думая что его не видят - присел у заднего колеса моего «Собарожца», высунув язык и нажимая на торчащий клапанок золотника стравил воздух - наполовину.
Пока ленивые от жары мозги давали команду языку чтобы сказать «кыш» раздался шлепок по затылку «диверсанта» и его отец виновато улыбнулся мне: мол, прости засранца!
Я кивнул ему, улыбаясь и показывая на открытый багажник, где сверху лежал...ножной насос и опять - дарённый. Средним братиком - «металлистом» подрабатывающим небольшую копейку на самопальных ножных насосах.