Найти тему
ДЕТИ ПРОТИВ АНГЛИЙСКОГО

ДОМАШНИЕ СТРАДАНИЯ, ИЛИ КАК ГРАМОТНО ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ С ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО

Нет, я не собираюсь никого убеждать, что родители обязаны нанять репетитора по английскому своему ребенку! Эта статья адресована исключительно тем родителям, которые хотят, чтобы их ребенок знал #английский и задумываются над способами достижения этой цели. Например, вы — человек, знающий английский на неплохом уровне, а денег на репетитора не хватает. Как сделать, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченное время, так сказать...

Hello! Я Марина Юрьевна, преподаватель английского с 10-летним стажем. Если вас интересуют занятия английским со мной, вот мой телеграмм

Итак, домашние задания... Ярость и боль любого репетитора, работающего со школьным возрастом. Одно из моих обязательных условий, которое я озвучиваю родителям: я не делаю #домашки со своими студентами. Я делаю так, чтобы они были готовы справляться с ними самостоятельно. Хотя, чего уж греха таить, делаю порой исключения... еще как делаю! Потому что многие родители маниакально верят, что именно выполнение домашних заданий — главный секрет успешного овладения английским!

Сегодня родственники прислали мне видео, как их ребенок под чутким руководством папы выполняет домашнее задание по английскому. Уж не знаю, какие цели преследовались, вероятно, продемонстрировать, что процесс изучения английского "под контролем". Девочка занимается по дебильнейшему УМК Spotlight, в котором большая часть заданий не несет никакого учебного смысла и нужна лишь для поддержания в родителях иллюзии, что учебный процесс идет "как надо". (Родители-то не знают, как именно надо)!

Итак, 17 октября. Ребенку первого года обучения, не доучившему все 44 звука английского языка задают "соединить слова" в выражения: sit + down, open + your books и так далее. Я точно знаю, что звуки [aʊ] и [ʊ], например, этот ребенок не знает. Просто повторяет: в школе за учителем, а дома за отцом. Насколько правильно — открытый вопрос.

Умеет ли отслеживать этот звук в словах в письменном виде — отрицательный, в школе им дали только те звуки, что соответствуют буквам уже выученного алфавита. И долгие / короткие гласные (открытые / закрытые слога). Это 26 + 5 = 31 звук. Что с остальными 13 звуками у детей, непонятно.

Естественно, меня это видео не умилило.

-2

Само по себе это задание — профанация. Никакой практической ценности для ребенка эти словосочетания не несут. Она и так их быстро выучит на уроке. Т.е. задание вроде задано, ребенок его вроде выполняет, еще вместе с родителем. Но по сути, время, потраченное на его выполнение, ЛУЧШЕ было бы потратить более продуктивно, закрыв текущие потребности маленького студента в изучении звуковой стороны языка. Или на отработку навыка чтения (естественно, читать их не учат). Школа пустила родителя "по ложному следу", и он с радостью по нему пошел.

Ребенок уже во втором классе, до этого английский она учила эпизодически, т.е. не учила. (При изучении иностранного языка важна НЕПРЕРЫВНОСТЬ учебного процесса). В задании, о котором идет речь в статье, отрабатывается сразу три навыка: говорение (проговорить вслух словосочетания), лексическая сторона (соединить, проанализировав смысл каждой лексической единицы) и чтения (в идеале ребенок должен быть готов прочитать эти sit + down, open + your books). Возможно, и аудирование отрабатывается: если есть аудиозапись этих выражений, я уж не помню, давно не работаю по УМК Spotlight.

Т.е. задание не то, чтобы простое. Но, скажем так, интуитивно понятное и сложности для умненьких деток, НЕ ИЗУЧАВШИХ английский ранее, не представляет. Такие и задают на дом, чтобы не пугать родителей и детей. В школе же задания обычно дают более сложные. И не всегда они выполняются детьми под бдительным взором учителя. Потому что у того, банально, может не хватит времени подойти и лично убедиться, что ни у одного из 15 учеников его группы, не возникло проблем с выполнением задания.

Часть детей неизбежно либо списывают задание, либо выполняют "по наитию" (наугад), либо не выполняют вовсе. Откуда я это знаю? Из опыта работы школьным учителем, из проверок тех самых тетрадей. А на дом снова задают то, что попроще. И постепенно у некоторых детей формируется мнение "мне не дано выучить английский" и падает мотивация. Растет уровень стресса, формируется неуверенность в своих силах. Родители-то дома не владеют методикой преподавания английского, и продолжают идти по ложному следу. Еще и ребенка могут ругать за плохие оценки! Мол, я с тобой бьюсь, а ты никак не можешь выучить его!

Плюс, на эти игры разума накладывается хроническое неумение читать. Слов будет становиться все больше, начнется грамматика... Преподавание английского в школе очень хаотично. Это связано с бездарно составленными УМК, при работе над которыми не были учтены возрастные психологические особенности учащихся, с бестолковой программой и требованиями ФГОС. Особенно плохо дела обстоят у молодых неопытных педагогов. Никто их работу не контролирует в большинстве случаев. Я вот когда только устроилась в школу в теории имела педагога-наставника и старшего преподавателя (а-ля завкафедрой) — но ни разу никто не пришел ко мне на урок и не посмотрел, как я его веду.

-3

Родители, не имеющие ни опыта, ни необходимых знаний для объективной оценки происходящего, делают упор на домашние задания, считая их важной частью учебного процесса. И следят, чтобы ребенок выполнял их с чувством, толком, расстановкой.... Помогают, контролируют, возводят их в культ...

А в пятом классе, когда программа и учебный материал резко усложняются, а ребенок становится подростком, родители слышат что-то вроде "Видал я ваш английский", и дите с головой уходит в аниме / изготовление лизунов / компьютерные игры.

"А ведь так хорошо все было! — говорят удрученно родители. — Что мы сделали не так"?

Да как сказать... все. Ваш ребенок эти три года не учил английский, а всего лишь хаотично, бессистемно нарабатывал лексико-грамматический материал... А в 5 классе его резко заставили начать активно применять его. А ребенок к этому не готов. Еще и читать не умеет! Еще и думает, что он тупой, раз и в школе учил, и дома с папой домашки делал, а толку все равно не вышло.

Делать домашки с ребенком вместо репетитора — это не только самое легкое, но и не всегда полезное занятие. Уж если вы хотите помочь своему ребенку выучить английский — учите с ним звуки, транскрипцию, тренируйте навык говорения и аудирования. Смотрите и обсуждайте видео на любимые темы ребенка: животные, путешествия, DIY (сделай своими руками). Компенсируйте дома нехватку практики устной речи, оставьте письмо (чтение). Тем паче письменные переводы фраз, которые учитель и так будет повторять каждый урок!

При изучении языка надо ставить целью его свободное использование, а не домашки, выполненные на пятерки. Кстати, с этой же целью надо и репетитора нанимать. Иначе будут не только бесцельно потраченные годы, но и деньги!

Внимание! Все, вышеизложенное касается д/з по английскому, и только! Чаще всего именно домашка по английскому — тот случай, когда имеет смысл ее не делать вовсе! Да, да, именно! Я об этом буду рассказывать здесь на канале! Подписывайтесь, чтобы не пропустить. Не забудьте поставить лайк, если было интересно!

#репетиторанглийского #школьныйанглийский #школа #репетиторыпротивучителей #методикапреподаванияанглийского #учебавшколе #дети