Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя…
Иоганн Вольфганг Гете
Я и подумать не могла, что стану учителем. Но в третьем классе (!) моя первая учительница Татьяна Евгеньевна Гужова подарила мне этот шанс. Назначив меня командиром класса, поручая мне организационные дела и советуясь со мной, пусть даже играючи, по вопросам дисциплины, она дала мне веру в себя, в то, что я смогу повести за собой. И конечно, я очень благодарна ей за это!
А ее умение держать дисциплину на уроке, ее тактично-командный тон… Да у нас даже в мыслях не было, что на уроках можно баловаться и отвлекаться! Спасибо говорю и за то, что, уже будучи учителем, я могу подражать своей первой учительнице и удерживать дисциплину на уроке, о которой так много сегодня говорят.
Второй учитель, которому я безмерно благодарна, – это Людмила Константиновна Хренова. К сожалению, совсем недавно ее не стало… Грусть и тоска съедают меня изнутри из-за того, что больше не будет возможности увидеться и поговорить, а ведь это дорогого стоит. Она преподавала у нас совсем недолго, но ее кружочки с подписью, которые она ставила в тетради красной пастой и которые мы старались накопить, чтобы позже перевести в оценку, я использую и по сей день. Поначалу дети удивляются, но потом радуются накопленным баллам и с удовольствием получают свои заслуженные четверки и пятерки. Теперь я буду делать это всегда в память об учителе математики.
Есть еще один учитель, который всеми своими мыслями и намерениями дал мне понять, что математику надо знать. Единственная в жизни неаттестация по предмету была у меня в десятом классе в начале учебного года, когда я вернулась из лагеря «Орленок». И эта неаттестация перевернула всю мою жизнь. Будучи ударницей до девятого класса, я со стыда сгорала за оценки по математике в десятом. Как я «любила» этот предмет и Галину Михайловну Светлакову, не знает, наверное, никто. Но настоящие любовь и привязанность к этому человеку пришли намного позже, когда я была начинающим классным руководителем, а она завучем по воспитательной работе. И ведь всего-то… она похвалила меня за мой план воспитательной работы с классом, который сама же нас и учила составлять. Но как она это сделала… Прилюдно, на совещании… У меня тогда крылья выросли за спиной, а сейчас вспоминаю, и до сих пор дрожь по телу. Многое, чему научила нас Галина Михайловна, я использую в своей практике классного руководителя и сегодня. Вот такой дальновидный человек, завуч с большой буквы, а еще первоклассный и самый лучший учитель математики на все времена. Все, кто с ней знаком, согласятся со мной.
Умение стать самостоятельной в жизни и ни на кого не надеяться, все брать под личный контроль пришло ко мне тоже в школе. Наш классный руководитель Руфина Александровна Черемных не спешила ставить нас в известность и принимать самостоятельные решения по поводу участия класса в разных конкурсах и соревнованиях. Она методично ждала нас на пятиминутки, чтобы выслушать мое недовольство по этому поводу. Мы в то время очень злились на нее за то, что другие классы все узнают раньше и начинают готовиться к мероприятиям заблаговременно. А она в нас была уверена на сто процентов. Потому что мы всегда все делали быстро и на ура. Лишь спустя годы начинаешь понимать, как же они были правы, наши учителя. Спасибо им за это.
Все те новости о мероприятиях в школе мы узнавали от Александра Васильевича Корепанова. Это наш учитель истории. Мужчины в школе ценились всегда, и он не был исключением. Сегодня я использую на уроках его «дурную привычку» (как мы тогда говорили об этом) повторять дважды, а иногда и трижды одно и то же. Диктую ли формулировку или акцентирую внимание на решении задачи, это очень помогает достучаться до нынешних школьников. А если учесть, что все дети разные, то без повторения важных моментов сегодня не обойтись.
Не обхожусь я на своих уроках и без жизненных поговорок, любовь к которым привили мне учителя химии и физики Евдокия Матвеевна Аникаева и Лия Прокопьевна Зарубина. Второй учительницы уже нет в живых, но обе в моей памяти на долгие годы.
Конечно, жили мы не одной школой, были у нас и кружки, и секции, и клубы по интересам. Но учеба была на первом месте, потому что любой руководитель кружка мог запретить нам ходить на занятия, если в школе появятся неудовлетворительные оценки. Это сейчас мы понимаем, что все было не так, но в то время нам было очень стыдно подвести своего педагога дополнительного образования. Так было и с нашей Валентиной Афанасьевной Исаенко. Разновозрастный отряд под ее руководством изменил жизнь десятков школьников, если не сотен. Сколько талантов раскрыла она в нас – ведущие, диджеи, исполнители на гитаре, вожатые… Можно перечислять бесконечно, наверное, даже стоит написать об этом книгу. И эта милая женщина тоже повлияла на мое становление.
Сегодня я работаю учителем географии. Свою учительницу Валентину Ивановну Туманину я запомнила по интересным рассказам про красивые места в России, про силу и значение камней в жизни человека. Но влюбилась в предмет, лишь когда на одном из уроков на замену пришла Надежда Серафимовна Соколова. Она так умело преподнесла нам сложный материал, а сделала она это с помощью собственной разработки, что я решила: хочу так же умело учить детей и объяснять им необъяснимое. Благодаря этому желанию сегодня в моем педагогическом багаже множество полезных советов для объяснения сложных тем на уроках географии. Особенно полезны эти лайфхаки для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Отдельные слова хочется посвятить учителю русского языка и литературы, коллеге, с которой я проработала долгие годы, Людмиле Борисовне Кудрявцевой. Красивая, начитанная, воспитанная, интеллигентная, жизнерадостная женщина с прекрасным чувством юмора. Та, которая до сих пор звонит и поздравляет меня и мою семью со всеми праздниками. Та, которая ежедневно приходит в школу ухоженная и стильная. Та, которая ни разу за свою жизнь не сказала, что не хочет идти на работу, хотя многие молодые учителя твердят об этом постоянно. Благодаря Людмиле Борисовне я полюбила писать стихи и читать книги (хотя до нее мне еще очень далеко). Если и есть в жизни человек, с которого я хотела бы брать пример, то это она, моя Людмила Борисовна. У нее можно учиться многому, если не всему – от умения шутить до умения видеть прекрасное в жизни, от умения любить до умения искать ответы в книгах. Мне повезло плыть с ней в одной лодке.
Вообще, когда рядом есть люди, у которых мы учимся, правильно называть их Учителями с большой буквы. Мои учителя были именно такими!
Наталья КОЖЕВНИКОВА, учитель географии открытой школы №88
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».