Наш друг, велоблогер Бананосипедист в большинстве своих роликов навязчиво хейтит дисковые тормоза на шоссейных велосипедах. По его мнению, если на вашем веле диски, то вы, как минимум, жертва маркетинга или просто идиот. Перефразируя известное изречение – «Скажи какие у тебя тормоза, и я скажу, кто ты».
Впрочем, многие его аргументы справедливы – ободные тормоза, действительно, легче, дешевле и проще. Возможно, и аэродинамичнее.
Но он забывает об одном недостатке, который может перевесить все преимущества. И я не намекаю на эффективность торможения. Если ободные тормоза используют качественные колодки, правильно настроены, то они тормозят вполне на уровне. Разница может и есть, но она несущественна. Куда сильнее на торможение влияют покрышки.
Я говорю о сложности обслуживания. Ободные тормоза сложнее обслуживать и делать это нужно чаще.
Несмотря на то, что я менял колодки на своих вибрейках десятки раз, это до сих пор кропотливая возня на час.
- Колодки нужно установить в правильном положении – что бы они, в зажатом положении, не цепляли покрышку, но достаточно заходили на обод. При этом, были параллельны ободу. «Степеней свободы» получается три. Поэтому, обычно, правильно получается установить не с первого раза.
- Далее, нужно отрегулировать выпуск троса – что бы, с одной стороны, колесо не чиркало, но и что бы у тормозного рычага был запас хода. Тоже делается за несколько попыток.
- Ну и в конце, нужно настроить положение лапок тормоза относительно друг друга специальными болтами.
Весь процесс сильно осложняется, если колесо не идеально и имеет, даже небольшую, восьмёрку (как у меня).
А вот колодки в дисковых тормозах меняются минут за 5-10, даже человеком без опыта. Всё дело в том, что они могут находится в калипере только в одном положении, их невозможно установить неправильно. Соответственно вынимаешь старые колодки, на их место устанавливаешь новые, фиксируешь и готово. Ничего настраивать, в большинстве случаев, не нужно.
Но это ещё не всё. Колодки ободных тормозов стираются намного быстрее. Буквально проедешь 100-150км, как начинаешь замечать ухудшение торможения и их нужно регулировать. Причём я пробовал разные колодки – от бюджетных до достаточно дорогих – существенной разницы по времени их жизни не заметил.
В итоге, колодки на ободных тормозах у меня живут километров по 500. И я не буду спорить, если кто-то скажет, что у него их хватает на несколько тысяч. Я говорю про свои условия эксплуатации – а именно, много езжу по городу, где приходится постоянно тормозить. Часто езжу под дождём и по снегу - это сильно уменьшает срок жизни колодок, ведь грязь, попадающая на обод, выступает абразивом. Да и сами обода у меня не в лучшем состоянии, протёрты на пару миллиметров и уже не отличаются гладкостью, как это было на новых. Но ведь это тоже произошло из-за использования ободных тормозов. Вообще, порой, обода протираются до дыр или становятся заметно менее крепкими. А это уже непосредственная угроза безопасности.
На другом же моём велосипеде дисковые тормоза. Езжу на нём, по большей части, по тем же маршрутам, в тех же условиях. Недавно для профилактики снимал колодки после пробега в 7000км. Почти как новенькие, сами тормоза за этот пробег – ни разу не регулировал.
Да, тормозные колодки для дисковых тормозов стоят подороже, но и служат они во много раз дольше. Так что их эксплуатация обходиться значительно дешевле. Я уж не говорю про время, необходимое на обслуживание.
Впрочем, если у вас есть личный веломеханик и неограниченный бюджет, при этом важна экономия каждого грамма велосипеда – то ваш выбор ободные тормоза. Повторюсь, тормозят они нормально.
Другой вариант, когда лучше велосипед с ободными тормозами – если у вас сильно ограниченное количество денег и ездить вы планируете мало, редко и медленно, да и то в хорошую погоду. Понятно, что чем медленнее едешь, тем меньше стачиваются колодки при торможении. При пробегах в 100км/сезон колодок, идущих в комплекте с велосипедом, хватит на несколько лет.
Но для тех, кто любит именно кататься на велосипеде, а не возиться с его обслуживанием – практичнее использовать дисковые тормоза. Особенно когда речь идёт о приличных пробегах (несколько тысяч км в год).
Впрочем, естественно, скорость износа зависит и от частоты/интенсивности торможения. Какой-нибудь триатлет за 200км может затормозить всего один раз, на финише. Но это явно не относится к езде по городу, где на каждый километр пути приходиться затормозить по несколько раз, а иногда и применять экстренное торможение.
Я же настолько намучился с ободными тормозами, что теперь рассматриваю только дисковые. Даже на шоссейнике. И, похоже, это тренд – многие бренды свернули выпуск велосипедов на ободных тормозах. Бананосипедист объясняет этот мировым заговором, я же придерживаюсь мнения, что дело в покупательских предпочтениях. Производят то, что покупают.
#велосипед #вело #велосипеды #обслуживаниевелосипеда #тормоза #тормозныеколодки #байк #велотуризм #велосипедист #велопрогулка