Найти тему

Недостаток ободных тормозов, о котором часто забывают

Наш друг, велоблогер Бананосипедист в большинстве своих роликов навязчиво хейтит дисковые тормоза на шоссейных велосипедах. По его мнению, если на вашем веле диски, то вы, как минимум, жертва маркетинга или просто идиот. Перефразируя известное изречение – «Скажи какие у тебя тормоза, и я скажу, кто ты».

Бананосипедист критикует фирму Canyon, за то что прекратили выпускать велосипеды на ободных тормозах...
Бананосипедист критикует фирму Canyon, за то что прекратили выпускать велосипеды на ободных тормозах...

Впрочем, многие его аргументы справедливы – ободные тормоза, действительно, легче, дешевле и проще. Возможно, и аэродинамичнее.

Но он забывает об одном недостатке, который может перевесить все преимущества. И я не намекаю на эффективность торможения. Если ободные тормоза используют качественные колодки, правильно настроены, то они тормозят вполне на уровне. Разница может и есть, но она несущественна. Куда сильнее на торможение влияют покрышки.

Ободные тормоза на моём велосипеде
Ободные тормоза на моём велосипеде

Я говорю о сложности обслуживания. Ободные тормоза сложнее обслуживать и делать это нужно чаще.

Несмотря на то, что я менял колодки на своих вибрейках десятки раз, это до сих пор кропотливая возня на час.

  • Колодки нужно установить в правильном положении – что бы они, в зажатом положении, не цепляли покрышку, но достаточно заходили на обод. При этом, были параллельны ободу. «Степеней свободы» получается три. Поэтому, обычно, правильно получается установить не с первого раза.
  • Далее, нужно отрегулировать выпуск троса – что бы, с одной стороны, колесо не чиркало, но и что бы у тормозного рычага был запас хода. Тоже делается за несколько попыток.
  • Ну и в конце, нужно настроить положение лапок тормоза относительно друг друга специальными болтами.

Весь процесс сильно осложняется, если колесо не идеально и имеет, даже небольшую, восьмёрку (как у меня).

А вот колодки в дисковых тормозах меняются минут за 5-10, даже человеком без опыта. Всё дело в том, что они могут находится в калипере только в одном положении, их невозможно установить неправильно. Соответственно вынимаешь старые колодки, на их место устанавливаешь новые, фиксируешь и готово. Ничего настраивать, в большинстве случаев, не нужно.

Но это ещё не всё. Колодки ободных тормозов стираются намного быстрее. Буквально проедешь 100-150км, как начинаешь замечать ухудшение торможения и их нужно регулировать. Причём я пробовал разные колодки – от бюджетных до достаточно дорогих – существенной разницы по времени их жизни не заметил.

В итоге, колодки на ободных тормозах у меня живут километров по 500. И я не буду спорить, если кто-то скажет, что у него их хватает на несколько тысяч. Я говорю про свои условия эксплуатации – а именно, много езжу по городу, где приходится постоянно тормозить. Часто езжу под дождём и по снегу - это сильно уменьшает срок жизни колодок, ведь грязь, попадающая на обод, выступает абразивом. Да и сами обода у меня не в лучшем состоянии, протёрты на пару миллиметров и уже не отличаются гладкостью, как это было на новых. Но ведь это тоже произошло из-за использования ободных тормозов. Вообще, порой, обода протираются до дыр или становятся заметно менее крепкими. А это уже непосредственная угроза безопасности.

На другом же моём велосипеде дисковые тормоза. Езжу на нём, по большей части, по тем же маршрутам, в тех же условиях. Недавно для профилактики снимал колодки после пробега в 7000км. Почти как новенькие, сами тормоза за этот пробег – ни разу не регулировал.

Да, тормозные колодки для дисковых тормозов стоят подороже, но и служат они во много раз дольше. Так что их эксплуатация обходиться значительно дешевле. Я уж не говорю про время, необходимое на обслуживание.

Впрочем, если у вас есть личный веломеханик и неограниченный бюджет, при этом важна экономия каждого грамма велосипеда – то ваш выбор ободные тормоза. Повторюсь, тормозят они нормально.

Другой вариант, когда лучше велосипед с ободными тормозами – если у вас сильно ограниченное количество денег и ездить вы планируете мало, редко и медленно, да и то в хорошую погоду. Понятно, что чем медленнее едешь, тем меньше стачиваются колодки при торможении. При пробегах в 100км/сезон колодок, идущих в комплекте с велосипедом, хватит на несколько лет.

Но для тех, кто любит именно кататься на велосипеде, а не возиться с его обслуживанием – практичнее использовать дисковые тормоза. Особенно когда речь идёт о приличных пробегах (несколько тысяч км в год).

Впрочем, естественно, скорость износа зависит и от частоты/интенсивности торможения. Какой-нибудь триатлет за 200км может затормозить всего один раз, на финише. Но это явно не относится к езде по городу, где на каждый километр пути приходиться затормозить по несколько раз, а иногда и применять экстренное торможение.

Я же настолько намучился с ободными тормозами, что теперь рассматриваю только дисковые. Даже на шоссейнике. И, похоже, это тренд – многие бренды свернули выпуск велосипедов на ободных тормозах. Бананосипедист объясняет этот мировым заговором, я же придерживаюсь мнения, что дело в покупательских предпочтениях. Производят то, что покупают.

Лайфхак, которым никому не советую пользоваться. Если намотать на колодку изоленты, на них можно ездить ещё 1-2 дня.
Лайфхак, которым никому не советую пользоваться. Если намотать на колодку изоленты, на них можно ездить ещё 1-2 дня.

#велосипед #вело #велосипеды #обслуживаниевелосипеда #тормоза #тормозныеколодки #байк #велотуризм #велосипедист #велопрогулка