Найти в Дзене
Жить по Христу

Божественность Иисуса Христа, за и против. Как быть с сомнениями?

Оглавление

В предыдущей статье речь шла об исходной предпосылке, изначальном мнении, некоторой предубёжденности. Всё это свойственно каждому из нас. Но как понимание этой проблемы поможет нам в поиске ответа на тот самый главный вопрос христианства?

"Се Человек!", Антонио Чизери. Источник изображения wikimedia commons.
"Се Человек!", Антонио Чизери. Источник изображения wikimedia commons.

Одни имеют точку зрения, что Христос есть Бог в самом высшем и полном смысле этого слова.

Другие отрицают Его Божественность, представляя Сына Божьего небесным посланником и только (здесь имеется множество разнообразных вариантов).

А третьи отказываются даже вникать в этот вопрос, ограничиваясь тем, что "Он спас нас и этого достаточно, остальное есть излишнее умствование, в котором не избежать греха".

Как же будут читать Писание (в нашем случае Евангелие от Иоанна) первые и что они там найдут? Они всюду будут видеть указания на Божественность Иисуса, даже там, где это и не вполне очевидно. А те места, где это их убеждение (исходная предпосылка) будет встречать нестыковки, неясности, а то и что-то более, станут как-бы менее значимыми, неважными, несущественными, а то и вовсе будут игнорироваться.

Вторые же, те, что отрицают взгляд на Него, как на Бога, сделают всё тоже самое, только наоборот. Всё спорное будет толковаться исключительно в поддержку своей точки зрения.

А третьи вообще ничего не будут делать, желая "избежать греха". Да, с одной стороны это достаточно разумная позиция. Осторожность в таких вопросах никогда не будет предосудительна. Но когда-то шаг вперёд придётся сделать, бесконечно оставаться в этой нерешительности нельзя. Об этом будет сказано отдельно в своё время.

Итак, что же получается? Каждый увидит в Евангелии от Иоанна именно то, что хочет увидеть?

Да, точно так. Но это если мы так и будем оставаться во власти исходной точки зрения. Как те самые иудеи, что весьма тщательно исследовали Писание, хотели чрез него обрести жизнь вечную, но Христа Спасителя не могли в нём увидеть, даже тогда, когда этот Спаситель стоял перед ними:

"Исследуете* Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (От Иоанна 5:39).

Почему же так получается?

Потому что они искали в Писании не истину, а Писание требовалось лишь как средство для конструирования своей собственной системы. У них не было веры в истинность этого Писания, как это не покажется странным:

"Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?" (От Иоанна 5:46-47).

Так что же делать нам?

Может уже попробуем скинуть иго исходной предпосылки? Может рискнём взять на себя обязательство взглянуть на Писание без лукавства, без того, чтобы все сомнения, даже и намёки на эти сомнения, отвергать как нечто греховное и богохульное?

Да, сомнения у нас совсем не в почёте.

Сомневающийся равно неверующий.

Всякий, кто начинает критически рассматривать устоявшиеся убеждения, принимает на себя печать неблагонадёжности. От таковых обычно отстраняются. Всё так. Потому и дело это рискованное.

Принимая всё это во внимание, может тогда и отбросим все сомнения?

Ну зачем это всё нам, не так ли? Так вот и в Священном Писании мы читаем:

"...что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой" (Иакова 1:6(б)).

Но апостол Христов говорит о сомнении в Боге, а мы здесь речь ведём не об этом.

Мы же все убеждены, что стоим в истине, зачем нам какие-то сомнения?

Ну хорошо. Если кто не желает, то его и не убедить, и тем более не заставить. Пожалуйста.

Но пусть каждый задумается, откуда у него те убеждения, которых он придерживается?

В подавляющем большинстве случаев, это результат воспитания, традиции. Иными словами, это убеждения и мнения, принятые от внешнего авторитета, а таким образом они и не вполне наши.

А нашими они могут быть, если только эти убеждения выстраданы, если только нами проделан трудный и тяжёлый путь, если мы обрели их в борьбе с сомнениями и искушениями. Но победить сомнения можно только приняв их, а не отмахнувшись от них. Поиск истины сходен с обретением Царства Небесного:

"От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (От Матфея 11:12).

Готовы ли мы честно и открыто бросить вызов сомнениям?

"Что есть истина?", Николай Ге, Третьяковская галерея, Москва. Источник изображения wikimedia commons.
"Что есть истина?", Николай Ге, Третьяковская галерея, Москва. Источник изображения wikimedia commons.

Но ведь сомнения и скептицизм бывают разными. У одних этот скептицизм больной, непробиваемый, для которого "исходная точка зрения" является чем-то вроде "святыни". И всё, что представляет хоть какую-то угрозу, будет немедленно и безжалостно заклеймено как "греховное", "безумное", "еретическое" и так далее. Таковы те самые иудеи (фарисеи, саддукеи, книжники), Понтий Пилат. Этим критикам и скептикам "даже боги тщетно пытаются что-то доказать".

Но есть и здравое сомнение, которое ищет истины, жаждет познания.

Это такое сомнение, которое критически относится к себе, не к Богу, не к Его благодати. Таковы Нафанаил, Никодим и особенно Фома. Фома искал того, чтобы сомнения его нашли разрешения и Господь ответил ему, явился ему Сам.

Сомнение должно быть честным и открытым.

Да, в этом сомнении есть и опасность.

Вот станешь сомневаться и что из этого может получиться? Куда это тебя (меня) приведёт?

Повторимся, риск есть. Но давайте зададим себе ещё один важный вопрос.

А то, что я исповедую, точно ли это истина? Как это узнать? 

Только через испытание, через искушение. Мы молимся "...и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого". Но это не просьба того, чтобы искушений не было, а того, чтобы искушение преодолеть. Иначе Христос после крещения на Иордане в пустыню и не пошёл бы.

  • Итак, если ты (я) исповедуем истину, то никакие сомнения и искушения эту истину не смогут одолеть. Напротив, мы только укоренимся в этой самой истине, лучше и глубже познаем её.
  • Если же то, чего мы придерживаемся не выдержит испытания и рухнет, то это одно из двух. Или это не было истиной, или же мы в ней и не пребывали, а только лишь формально её исповедовали. Много ли толку в таком исповедании?

Кто хочет, пусть делает этот шаг, а если нет, то и нет...

Аминь.

Продолжение обязательно следует...

*Именно таким должен быть перевод этого слова.

Первая статья по этой теме.

Предыдущая статья.

Читайте также цикл статей об искушениях и их преодолении, а также о Страстной неделе и воскресении Христа.

#иисусхристос #христианство #священноеписание #троица #церковь #спаситель #спасение #жизньвечная