С удовольствием продолжаю свой рассказ о своем маленьком путешествии из Петербурга в далекое прошлое, к истокам Северной Руси.
Вот уже прошло несколько дней, а я по-прежнему на душевном подъеме, которого так не хватало последнее время.
И это благодаря всего лишь одному дню , проведенному в двух маленьких русских городках, живущих по-соседству и неразрывно связанных историей.
О городе Новая Ладога я рассказывала ЗДЕСЬ.
Сегодня о Старой Ладоге, друзья!
Сейчас это небольшое село на 2000 жителей, доминантой которого является древняя крепость, и нужно не так много времени, чтобы там все облазить, заглянув в каждый уголок.
Но едва переступив порог крепости, я сразу поняла ПОЧЕМУ это место так любил Николай Рерих. Точнее почувствовала.
Ассоциативное мышление здесь включается моментально и настолько мощно, что тебя просто уносит из действительности.
И вот ты уже стоишь на открытой площадке башни, высоко над водами Волхова и опасаешься наяву услышать звук колокола, предупреждающего об очередном набеге викингов.
И каждой клеточкой тела чувствуешь КАК это страшно.
Сейчас образы норманнов овеяны суровой романтикой. Мужественные сероглазые богатыри в кольчугах и тяжелых рогатых шлемах сурово смотрят на нас с картин, а сила всегда восхищает.
Но нашим далеким предкам не пришло бы и в голову восторгаться силой жестоких воинов.
В древности викинги наводили ужас на жителей берегов Балтики.
И конечно речных разбойников манили северные реки, по которым можно было дойти до богатых восточных рынков, поэтому Волхов помнит их огромные корабли-драконы, которые нам известны как драккары.
Когда викинги нападали на прибрежные поселения, то практически не было шансов спастись.
Если не откупишься щедрыми дарами, то угонят в рабство и продадут на восточном невольничьем рынке.
Викингов не интересовали территории, они не вели оседлый образ жизни. Им нужна была только добыча и невольники...
Поэтому так страшен был для жителей предупреждающий звук колокола на башне.
Славянские и финно-угорские племена жили на берегах Волхова бок о бок, мирно зарабатывая на жизнь охотой и рыболовством.
Старинные славянские иконы подтверждают отсутствие агрессии у наших далеких предков.
В древней церкви Святого Георгия на территории Староладожской крепости меня совершенно поразила икона с образом Георгия Победоносца, датированная XII веком.
Потому что на ней Святой побеждает змия не копьем, а словом.
Молитва усмиряет свирепого дракона и делает его кротким. Вы когда-нибудь видели подобное?
Это ли не прямое доказательство мирного нрава и кротости древних славян?
Но постоянные набеги речных разбойников с Севера держали их в постоянном ужасе. И надо было как-то защищать себя. А как известно, «лучший способ избавиться от дракона- это иметь своего собственного». Именно поэтому на берега Волхова призвали викинга Рюрика.
Ведь не все норманны были жестокими убийцами и грабителями. Более умные воины быстро поняли, что безнаказанно грабить они здесь будут не всегда, потому что раз от раза им все больше сопротивлялись.
К тому же многие незнакомые реки, в том числе и Волхов, имели пороги и мели. И чтобы благополучно преодолевать речные преграды нужны были проводники из местных, которые отлично знали опасные участки.
И вот когда первые отряды викингов начали договариваться со славянами, Рюрик оказался одним из первых таких лояльных пришельцев.
Его и призвали защищать Ладогу Или Альдейгью, как значилась она на древних картах скандинавов. В «Повести временных лет» об этом сказано так:
«… и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ …»
Рюрик пришел в Ладогу со своей дружиной , которую возглавлял его верный воевода Хельге, что дословно значило «сакральный, святой»
Впоследствии этот исторический персонаж стал русским князем, известным нам под именем Вещего Олега.
На самой древней улице Старой Ладоги, которая носит название Варяжской и ведет свою историю с начала VIII века, стоит памятник Рюрику и Вещему Олегу, как основателям российской государственности.
Неподалеку от памятника бронзовый сокол, распахнувший крылья.
Это тоже знак Рюрика, хотя на древних флагах его изображали устремленным ввысь.
С 862 по 864 годы Рюрик княжил в Ладоге, потом в Новгороде.
В 869 году в возрасте всего лишь 49 лет Рюрик умирает. Заботу о его малолетнем сыне , будущем Князе Игоре, берет на себя Олег.
Он воспитывает Игоря храбрым воином, способным защитить свое будущее княжество. С детства мальчик участвует в военных походах, в том числе и по присоединению к Новгородскому княжеству Киева.
Предполагаемое захоронение Вещего Олега находится тоже в Старой Ладоге. Неподалеку от крепости в чистом поле над Волховом возвышается несколько древних курганов.
Под одним из них , что прямо над водой , покоится Вещий Олег вместе со своим верным конем, сыгравшим трагическую роль в судьбе хозяина.
От осознания того, что такие древние святыни Русской Земли находятся всего в часе с небольшим езды от центра Петербурга просто дух захватывает.
И главное, что все эти артефакты обладают и сейчас энергией невероятной силы.
Я писала в предыдущей статье о силе русского духа. Так вот в старой Ладоге этим духом проникнут каждый камень, каждая травинка Олегова кургана.
Что для вас русский дух, друзья?
В моем понимании это квинтэссенция всех сакральных сил.
Не будем забывать, что Рюрик и Вещий Олег жили во времена язычников. Они поклонялись Богам стихий и использовали руническую магию и знаки. И это тоже часть нашей древней истории.
А тяга к священной силе земли была не только у наших общих предков, она и в наше время велика.
Недаром мы часто используем выражение «место силы», потому что все русские издревле сонастроены с восходящими земными потоками.
Мы всегда точно знаем где нужно встать, чтобы почувствовать то или иное состояние, мы интуитивно понимаем, какое место защитит нас.
У нас связь с матушкой-землей на уровне ДНК, хотя всеми своими помыслами мы устремлены к божественному.
Но ведь и церкви , и тем более монастыри строили в особых местах Русской Земли, разворачивая кресты на куполах к востоку, и создавая осознанно такие архитектурные формы, которые помогают в молитвах.
Но и вне храма каждый русский как камертон энергий...
И уж если ассоциировать "дух" как запах , то для меня это смесь ладана, полевых трав с преобладанием полыни и мокрой земли.
А иногда ни с чем не сравнимый аромат березового дымка морозным вечером, когда земля бела и чиста в преддверии Рождества, а все небо усыпано яркими звездами.
Нигде в мире эти ароматы не проявляются в такой силе, как на нашей с вами любимой и многострадальной Родине.
И любая ностальгия на чужих берегах тоскует о самом простом- о березовой ветке за окном, хрустящем морозце да ночном тумане за рекой...
Но я снова увлеклась сакральным))
Да, Старая Ладога такая!
Она как временной портал, двери которого всегда распахнуты для всех желающих. Не надо даже напрягать воображение, стоит только перешагнуть через порог древней Староладожской крепости…
Теперь хочу вернуться к поставленному в предыдущей статье вопросу.
ПОЧЕМУ ЖЕ ПЕТР НЕ ОЦЕНИЛ СТАРУЮ ЛАДОГУ?
Ведь именно царь Петр I лишил ее герба и статуса города,приказом переселил всех жителей в Новую Ладогу, которую заложил в 12 км от Старой на север.
Более того, все на его взгляд отжившее, Петр немедленно отправлял в Старую Ладогу.
Он выселил туда монахов Николо-Медвецкого монастыря, он даже ненавистную первую жену Евдокию Лопухину, уличенную в сочувствии к сыну-заговорщику, отправил в Успенский монастырь в Старой Ладоге.
И Евдокия жила здесь до самой смерти мужа под строгим надзором. А была она последней истинно русской царицей без примеси иноземных кровей…
Причина проста.
Петр с большим недоверием относился к шведам и всем норманнам, коими по происхождению были Рюрик и Олег.
Вспомните, Петр вел тогда северную войну со шведами. Прежде чем построить Петербург, Царь до основания разрушил уже существовавшую на берегу Невы шведскую крепость Ниеншанц.
Петр был по своей натуре бунтарем и реформатором.
У него были свои амбициозные планы, как и положено царям, и свое видение устройства городов и самого государства российского.
Никакие скандинавские личности и их крепости его не интересовали .
И окно он «прорубил» в Европу, просвещенную и прогрессивную по тем временам. А не в Скандинавию.
Ни Рюрик, ни Олег не интересовали Петра как личности. Для него они были одними из наиболее удачливых речных- разбойников викингов, прижившимися на Руси.
Гораздо больше Петра восхищал великий русский Князь Александр Невский, успешно воевавший с ливонцами, немцами и шведами.
Петр считал его своим покровителем, а себя называл продолжателем его дел.
В общем, друзья, Старая Ладога- это Рюрик, Вещий Олег, картины Рериха , древние курганы и старинные иконы в соборах, но никак не Петр.
Петр- это Новая Ладога, Петровский канал, мечта о море, строительство кораблей и наконец его прекрасный город Санкт-Петербург.
Ибо всему свое время и каждому веку свой царь и свои задачи.
И часто цари начинали с того, что рушили все , что сотворили их предшественники, утверждаясь не только в глазах своего народа, но и прежде всего в своих собственных глазах.
Вот пожалуй и все на сегодня.
Спасибо вам за внимание. До новых встреч))