Я хочу опубликовать письмо дочери моих близких друзей.
Вместе с ними мы жили на Дальнем Востоке.
И это было первое место службы наших мужей - военных лётчиков-истребителей.
Сколько было ярких впечатлений от начала самостоятельной семейной жизни, новых ролей мамы и папы, бытовых трудностей. Полёты мужей, наши волнения и ожидания, особенности жизни в военном гарнизоне - всего не перечислить!
Маша была ровесницей нашего сына и даже его молочной сестрой)
Сейчас ей 36 лет, она замужем и имеет 2 маленьких дочек и жила со своей семьей в Харькове.
Это родина её родителей, и в этот город они вернулись после того, как глава их семейства ушел на пенсию.
Кстати, наши мужчины окончили Харьковское Высшее Военное училище лётчиков в 1986 году. К сожаленью, сейчас их обоих нет в живых.
Так получилось, что связь я поддерживала именно с Машей через соцсети.
И естественно, когда началась военная операция я писала Маше, интересовалась, как они.
На данный момент она с мужем и девочками живет в Литве и на мой очередной вопрос "Как вы сейчас?" ответила следующее:
- Да как сказать😔 первые месяцы были в состоянии аффекта, на автопилоте. И только сейчас накрывает беспросветное осознание происходящего, осознание того, что вырвано столько лет, перечёркнуто всё прошлое, что по сути нет дома, по большому счёту и Харькова тоже почти нет.
И самое болезненное, что мама там, а я здесь (в Литве), и я понятия не имею, сколько времени ей осталось, и увидимся ли мы вообще в этой жизни. Потому что меня, как держателя РФ паспорта, не хотят видеть нигде, ни в одной цивилизованной стране мира, и в первую очередь в Украине, даже несмотря на постоянный вид на жительство.
Только благодаря тому, что у моих детей гражданство Украины, я, как их мать и опекун, получила защиту в Литве. Но защита временная, и что дальше, неизвестно. Но я лучше буду жить под украинской границей в палатке, чем когда либо «вернусь» в Россию.
Сложно объяснить, сложно написать в нескольких предложениях, жизнь по большому счёту полностью поломана и разрушена, нет ничего, просто обнулили последние 20 лет жизни. Теперь только и остаётся, это радоваться тому, что просто живой и имеешь по 2 руки и ноги. Уже полгода прошло, как мы вырвались из Харькова, и до сих пор кошмары снятся, как в первые дни. Забиваешься в угол от каждого громкого звука и фейерверка. Мне кажется, это уже не заживёт никогда.
Я часто в юности смотрела фильмы про войну. И даже в самых кошмарных снах не могла представить, что окажусь в эпицентре. И ладно бы я сама оказалась. Я до такой степени люблю Харьков, что никогда бы не уехала, даже будь он в эпицентре самых лютых бомбежек. Но будучи матерью двоих маленьких детей, я потеряла всякую способность мыслить и пребывать в реальности, был только сплошной, дикий, животный ужас. Я даже сейчас просыпаюсь по ночам и начинаю хаотично искать детей. Да что писать, человеку, живущему в мирной обстановке, сложно это всё представить.
Вы извините, что я Вам это всё пишу. Будто Вы обязаны это всё слушать. Но у меня за 8 месяцев до сих пор не укладывается в голове. У нас же было столько друзей и знакомых в России, у меня одноклассники, с которыми я столько лет училась. Лучшие подруги. Подруги детства, та же Таня Иванова, мы все годы через ВК поддерживали связь. Никто, совершено никто, ни один человек, ни одна душа… вот разве что Вы писали и одна одноклассница, всё, больше никто. И по сей день никто не объявлялся. Мы будто перестали существовать в лице всей Украины. А есть ещё уйма знакомых из Белгорода (территориальная близость), которые сначала говорили, что нас надо спасти, а теперь говорят, что надо уничтожить, потому что все мы «безнадёжная нация»… этот пазл не сложится в моей голове никогда, до конца моей жизни.
Собственно, это не самый короткий ответ на вопрос «как мы сейчас»))
Я к чему пишу этот пост?
Во-первых, не теряйте связи с родными и близкими, какие бы обстоятельства не мешали этому. Постарайтесь их понять. И они ответят вам тем же.
Во-вторых, обратите внимание, что Маша прекрасно пишет по-русски и, конечно, говорит. Она не знает украинского языка и никогда не имела проблем с этим. В Украине можно говорить на русском языке и большинство говорят на нём.
В-третьих, давайте мы, мирное гражданское население, оставаться людьми при любых обстоятельствах!
«Самое трудное для человека — каждый день быть Человеком».
Ч. Айматов
Автор: Зинаида Журавлёва, подписчик канала Хакнем