Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04 декабря 2020 г. № 16-7135/2020
Суть спора: Должностное лицо Общества обратилось в суд с требованием об отмене постановления Административного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Должностного лица Общества.
Суд кассационной инстанции оставил решения суда первой инстанции без изменений.
Фабула дела:
По адресу места осуществления деятельности Общества произошло возгорание твердых бытовых отходов. Должностное лицо Общества не проинформировало Административный орган о чрезвычайной ситуации (пожаре).
Постановлением должностного лица Административного органа Должностное лицо Общества привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа.
Не согласившись с позицией Административного органа, Должностное лицо Общества обратилось в суд.
Правовое обоснование:
1.В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации в т.ч. о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
- на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей;
- на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2.Согласно абз. 12 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
3.В Положении (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400) об Административном органе установлено, что Административный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
4.Суды отметили, что Должностное лицо Общества должно знать законодательные и нормативные правовые акты, касающиеся осуществления должностных обязанностей.
При этом из материалов дела не следует, что при рассмотрении дела должностным лицом и судебной инстанцией допущены нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Резюме суда:
Согласно требованиям Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
При этом неисполнение указанного требования влечет риск привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ.
Комментарий Центра:
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в т.ч. в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
При этом в настоящее время в целях реализации указанных положений ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не принято нормативных-правовых актов, которые устанавливают форму и порядок оповещения уполномоченного федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта, органа местного самоуправления) о случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц.
В случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, организации (должностному лицу) необходимо оповестить об указанной ситуации территориальное управление Росприроднадзора любым доступным способом.