Найти тему
Институт воспитания

Детские игрушки. Какие развивающие игрушки нужны и как выбрать?

Оглавление

17 октября исполняется 104 года первому в мире государственному Музею игрушки. В этот день Институт Воспитания отвечает на актуальные вопросы родителей про детскую игрушку. Как подобрать развивающие игрушки для ребёнка в возрасте от 3-х лет? Какие развивающие игрушки нужны ребёнку? С какого возраста для мальчиков и для девочек нужно покупать разные игрушки? Подходят ли всем детям развивающие музыкальные игрушки? Как использовать интерактивные развивающие игры?

Этот день в истории

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в мире государственный Музей игрушки. Его основатель – Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931), художник, искусствовед, коллекционер, музейный деятель. Именно его стараниями было создано это уникальное собрание, ставшее в Москве 1920-х годов одним из самых популярных музейных центров.

Игрушка – это очень древнее изобретение человечества. Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли ещё в доисторические времена, а уменьшенные копии животных и птиц сопровождали любого ребёнка на всём пути истории. Роль игрушки многофункциональна: это и средство психологического развития ребёнка, и средство подготовки его к жизни, и предмет, служащий для забавы и развлечений.

Отвечаем на вопросы родителей

-2

Прежде всего нужно понимать, что в дошкольном детстве развитие ребёнка происходит неравномерно, скачкообразно и очень индивидуально. Кроме того, это период очень интенсивного развития. Дети в три, пять или семь лет очень различаются в своем развитии. Поэтому на упаковке игрушек часто есть маркировка, определяющая возраст ребёнка: 3+, 5+ и пр.

К сожалению, производители игрушек крайне небрежно относятся к специфике того возраста, которому адресована их продукция, потому что их главная цель – продажи. Зачастую игрушка маркирована 3+, но трёхлетке ещё очень рано знакомиться с этой игрушкой. Родители не понимают, что такая игрушка перегружает психику ребёнка, утомляет его и не приносит того эффекта, на который рассчитана.

Родителям нужно:

  • Понимать специфику возраста ребёнка.
  • Учитывать особенности развития именно их малыша.
    Чаще всего родители, как и производители, торопятся, что не приводит к хорошему результату.
  • Необходимо понимать, что именно вы хотите развивать у ребёнка. Исследование отношения родителей к детским игрушкам показало, что лучшей игрушкой родители считают развивающую игрушку. При этом на вопрос: «А что вы хотите развить у вашего ребёнка?» — ответа конкретного не было.

А что развивает, например, кукла?
Её и не воспринимают как развивающую игрушку. А она развивает и эмоции, и социальные представления, и готовит малыша любить и заботиться. Или матрёшка – настоящая развивающая игрушка. В игре с матрёшкой происходит развитие понятия больше-меньше, навыков открывания и закрывания матрешки, выстраивания правильного порядка, счёта, развитие речи.

-3

Ребёнку нужны самые разные игрушки!

Главное, чтобы они давали ребёнку возможность для самостоятельной активности, воображения, будили его фантазию. В этом смысле самые лучшие развивающие игрушки – верёвочка, камушек, палочка.

Современные игрушки полностью содержат в себе все необходимое для их использования, не оставляя никакой возможности ребёнку придумывать что-то своё при манипуляциях с ними.

Это называется гиперзаданность игрушки, когда не ребёнок играет в игрушку, а игрушка требует от ребёнка заданных ею же алгоритмов взаимодействия.

В результате ребёнку просто негде проявить инициативу и самостоятельность - всё готово к потреблению и использованию. У детей просто не остается пространства для проявления своей инициативы и самостоятельности, в широком смысле, для самореализации.

Дети нуждаются в развитии мелкой и крупной моторики.

Им нужны мозаики, конструкторы, кубики для руки, и мячи, балансиры, беговелы для развития представлений о собственном теле и его отношениях с пространством.

Отдельно необходимо сказать о так называемых интерактивных игрушках. Чаще всего они могут говорить, имитируют взаимодействие с ребёнком, много поют и воспроизводят музыку. Такие игрушки перегружены дидактическими возможностями, что не соответствует возрасту 3+. Любое занятие с игрушкой в интерактивном режиме требует присутствия взрослого и временного ограничения. Поэтому, выбирая такую игрушку своему ребёнку, родители должны понимать, что, оставляя ребенка с ней наедине надолго, они не развивают его, а утомляют и рассеивают его внимание.

-4

Лучший способ развития музыкальности ребёнка – совместное музицирование, пение с воспитывающими взрослыми.

Любая музыкальная игрушка — это, во-первых, электронный звук, во-вторых, ограниченный набор музыкального материала. Поющие игрушки нравятся детям, так как постоянно воспроизводят полюбившуюся песенку или мотив, но потом надоедают им. Качество музыкального материала чаще всего оказывается не на высоте.

Поэтому, выбирая ребёнку музыкальную игрушку, обратите внимание на возможность импровизации, самостоятельного музицирования ребёнком. И, конечно, чистоту звука и интонирования.

Компьютерные развивающие игры

-5

Распространено мнение, что игры на компьютере, воспроизводящие действия детей с реальными материалами (собирание картинок, преобразование персонажей, постройка из кубиков и пр.), имеют тот же развивающий эффект, что и традиционные виды детской деятельности.

Исследования отечественных психологов под руководством
Е. О. Смирновой показали, что электронные программы и игры, даже при внешнем сходстве, не могут компенсировать дефицита реальной практической и игровой деятельности (Смирнова и др., 2018).

В электронной версии игры ребёнок крайне ограничен в проявлении своей инициативности и самостоятельности, его мотивом является «реакция программы» – исходящее от неё поощрение или порицание. Это отнюдь не способствует развитию личности и деятельности детей. Однако цифровые игры всё более вытесняют традиционные виды детской деятельности.

А о том, как изменились детские игры, читайте в нашей предыдущей статье.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания РАО

____________________________

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.

-6

Еще больше интересного в соцсетях Института воспитания:

👉🏻 в Telegram-канале;

👉🏻 в официальной группе ВКонтакте;

👉🏻 а для ваших детей собрали полезные и нескучные материалы тут.

До новых встреч!