Мы, как правило, прекрасно ориентируемся в функционале нашего телефона, знаем, куда нажать, чтобы получить от гаджета, что нам надо. Но все ли мы в достаточной мере владеем навыками телефонного этикета? Даже в частной жизни знание правил помогает избежать многих мелких конфликтов. Что уж говорить о сфере профессиональной!
Вот несколько правил, которые нужно знать, чтобы не прослыть смартфонным невеждой.
- Правило №1: Никогда не отдавайте приоритет телефону перед человеком
Для некоторых людей смартфон - это просто центр мироздания. Все крутится вокруг него - вокруг нового сообщения в мессенджере, нового звонка, нового лайка в профиле в социальных сетях. И вот вы постоянно отвлекаетесь на гаджет, зависаете в нем, даже не извиняясь перед собеседником. Помните, это неприлично. Приоритетом всегда должны быть люди, с которыми вы проводите время в данный момент. Коллеги, друзья, близкие… Сосредоточьтесь на том, что происходит вокруг вас в реальной жизни, а с телефоном пообщаетесь, когда это не будет мешать живому общению.
- Правило №2: Говорите умеренным голосом
Звукопередача у смартфонов очень хорошая, вам не нужно вопить в трубку, чтобы вас поняли на другом конце. Это нервирует и собеседника, и всех присутствующих. Кроме того, имейте в виду, что содержание разговора не предназначено для посторонних ушей, поэтому избегайте громкой связи, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Не догадываясь, что его речи слышно кому-то еще кроме вас, он может вести беседу более фривольно, чем следовало бы в присутствии малознакомых людей.
- Правило №3: Избегайте любых звуковых сигналов
В зависимости от того, где вы находитесь, по возможности полностью выключите мелодию звонка. Звуковые сигналы клавиш или вибросигналы также вызывают раздражение и отвлекают, например, во время совещания или деловой беседы. Громкие, навязчивые мелодии (например, модные песни) также не вызывают восторга. Это выглядит очень непрофессионально, когда во время совещания из чьего-то кармана вдруг начинает петь Дима Билан или Артур Пирожков. В любом случае, выбирайте с умом мелодию звонка, а для рабочего смартфона - отдайте предпочтение классическому рингтону.
- Правило №4: Телефону не место на столе
Кстати, брать телефон на совещание и тем более класть его перед собой на стол (в том числе и на обеденный) в большинстве случаев вообще совершенно необязательно. Ответить вы все равно не сможете, а сигнал окружающим подаете легко интерпретируемый: как будто вы каждую секунду ждете окончания встречи, и у вас нет времени и терпения для собеседников. Это крайне невежливо. Ни шефу, ни партнерам это не понравится. Если же вы сами - шеф, что ж, ваши подчинённые будут только рады знать, что встреча не на долго. Вам этого надо? Совершенно неприемлемо во время совещания или бизнес-ланча (завтрака, ужина) просматривать на телефоне сообщения или новости.
- Правило №5: Не шпионьте ни за кем
Смартфон - это всегда сугубо личный предмет. Будь то коллега или друг, если ваш собеседник захочет рассказать или показать вам, что находится в его мобильном телефоне, он сделает это сам. Пытаться украдкой взглянуть на чужой экран или тем более просматривать чужой мобильный телефон - это абсолютное табу. Такое вмешательство в личную жизнь наверняка нанесёт непоправимый ущерб доверию и положит конец хорошим отношениям.
- Правило №6: На забудьте представиться
В Европе это давно уже норма: отвечаешь на звонок - назови свое имя. Вот так: "Здравствуйте! Томас Шмит слушает". Нам до этого еще далеко, как до Марса. Хорошо, если это ваш приватный номер - делайте, как знаете. Но если вы даете этот номер для звонков по работе - не заставляйте собеседника гадать, туда ли он позвонил, куда хотел. Очень по-деревенски выглядит, когда ты звонишь менеджеру среднего или высшего звена, чтобы задать какой-то вопрос по текущему проекту, а на другом конце провода раздается только короткой "Да" или того хуже - "Алё". Это не только выглядит недружелюбно, но и создает опасность недопонимания. А туда ли я вообще позвонил?
Правило №7: Будьте кратки (если никак не можете не поговорить)
Если вам абсолютно необходимо поговорить по телефону на собрании или в ресторане во время бизнес-ланча, старайтесь, чтобы разговор был коротким, и держитесь подальше от присутствующих, чтобы не мешать им. Абсолютное табу - просто оставаться за столом и начинать разговор по телефону. Тем самым вы вынуждаете всех остальных ждать вас и быть свидетелями вашего разговора. Это непрофессионально, не зависимо от того, как высока ваша должность! Лучше коротко извиниться и сообщить присутствующим, что данный звонок, к сожалению, невозможно перенести. И ненадолго покинуть помещение. Также можно уже до начала беседы предупредить присутствующих о том, что вы ждете важного звонка. Тогда все к этому будут готовы, и звонок не вызовет у присутствующих негативных эмоций.
Сможете дополнить этот свод правил каким-то еще? Комментарии к вашим услугам. И не забывайте подписываться, чтобы и дальше проходить наш тренинг звезды любого офиса.