🇩🇪📰Обзор немецких медиа
🗞(+) Die Welt в статье «Новый взгляд немцев на Бундесвер» рассказывает о том, что немцы пересматривают своё отношение к армии. У этого явления есть две стороны. Если на армию в Германии перестанут смотреть как на потенциальных путчистов и угрозу демократии, перестануть шеймить школьников, собирающихся выбрать военную карьеру и наконец начнут воспитывать в немецких мужчинах мужественность – это безусловно хорошо. В перспективе это должно привести к пробуждению национального сознания и пониманию того, что по-настоящему суверенному государству с сильной армией не нужны на его территории американские оккупационные войска. Если же всё это будет проводиться под соусом дальнейшей привязки Германии к США как младшего партнёра, ничего хорошего из этого ни для Германии, ни для мира во всём мире не выйдет. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Автор: Торстен Юнгольдт. Перевёл: "Мекленбургский Петербуржец"
Война в Украине приводит к переосмыслению ситуации среди немцев: рейтинг Бундесвера в опросе населения достиг рекордно высокого уровня, а страх перед ядерной войной ярко выражен, объясняет автор исследования Тимо Граф. Только в случае одного типа развёртывания одобрение населения отпадает.
Die Welt: После начала агрессивной войны России против Украины в конце февраля канцлер Олаф Шольц (СДПГ) провозгласил смену эпох. Дошло ли это изменение курса в политике безопасности до широких слоёв населения, господин Граф?
Т. Граф: В целом, да. Смена эпох чётко отразилась в общественном мнении относительно оборонной политики. Готовность увеличить расходы на оборону, образ России как угрозы, а также одобрение миссий Бундесвера на восточном фланге НАТО являются тому подтверждением. Однако следует признать, что до реальных стратегических культурных изменений ещё далеко.
Die Welt: Что вы подразумеваете под стратегической культурой?
Т. Граф: Основные установки, такие как готовность применить вооружённую силу, существенно не изменились. Бундесвер по-прежнему предпочитают видеть в оперативных сценариях, которые не носят вооружённого характера. Стабилизационные и учебные миссии - это нормально. Но когда мы говорим о боевых задачах, абсолютного одобрения уже нет.
Die Welt: В последние годы отношения Германии с Россией носили двойственный характер. Изменилось ли это в результате войны на Украине?
Т. Граф: В прошлые годы Россия никогда не воспринималась как угроза безопасности Германии, даже как личная угроза. Это действительно резко изменилось после нападения на Украину. Война в Европе пугает немцев, угроза со стороны России доминирует над чувством безопасности. Ситуация очень противоречивая. Если раньше мы считали такие проблемы, как изменение климата или пандемия коронавируса, главными факторами угрозы личной безопасности, то теперь доминируют аспекты политики безопасности. Это действительно смена эпох.
Die Welt: Что конкретно немцы воспринимают как угрозу?
Т. Граф: Опасения по поводу напряжённости в отношениях между Западом и Россией возросли на 37% пунктов. Доля тех, кто действительно чувствует личную угрозу от войны, увеличилась в три раза, с 15% до 45%. Возможная война с применением ядерного оружия пугает 42% немцев; есть также опасения по поводу гонки военных вооружений. В рейтинге восприятия угроз пять тем политики безопасности и обороны входят в шестёрку лидеров. Однако номер один - это классика.
Die Welt: А именно?
Т. Граф: 78% граждан опасаются роста цен. Примечательно, что экономические санкции против России, тем не менее, пользуются большим одобрением. Большинство в 67% выступает за ограничение экономических отношений с Россией, что на 40% пунктов больше, чем в прошлом году. 78% согласны с утверждением, что Германия должна меньше зависеть от поставок российского газа [«дебилы, б***ь» © – прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Die Welt: Как оцениваются поставки оружия на Украину?
Т. Граф: Мы уже много лет спрашиваем об отношении к поставкам оружия в дружественные страны-партнёры. И здесь мы переживаем переломный момент. В настоящее время 48% одобряют поставку оружия дружественным государствам, и только 21% однозначно отвергают их. В предыдущие годы у нас всегда было относительное большинство против.
Die Welt: Поворот к лучшему включает в себя взятие на себя долга в €100 млрд для оснащения Бундесвера. Одобряются ли эти расходы?
Т. Граф: Да. Абсолютное большинство немцев, теперь уже 59%, даже выступают за дальнейшее увеличение расходов на оборону. Даже если мы укажем, что есть и другие государственные задачи и что федеральный бюджет ограничен, бундесвер остаётся приоритетом: например, на оборону нужно тратить больше, чем на защиту окружающей среды.
Die Welt: Какие государственные задачи остаются приоритетными для граждан?
Т. Граф: На первом месте стоит образование, затем здоровье. Затем идёт оборона, наравне с пенсиями и внутренней безопасностью.
Die Welt: Что немцы думают о НАТО?
Т. Граф: Немцы всегда преимущественно положительно относились к принципу лояльности альянсу и членству Германии в НАТО. В этом отношении ничего не изменилось. Новым, однако, является готовность поддержать военное обязательство Бундесвера по защите восточного фланга НАТО. В предыдущие годы эта конкретная солидарность с альянсом была ещё абсолютно амбивалентной. Теперь этот разрыв между принципами и конкретными действиями устранён.
Die Welt: Задачи в рамках альянса и национальной обороны встречают больше одобрения, чем иностранные миссии. Почему?
Т. Граф: На самом деле, все миссии на восточном фланге, будь то в Литве, Польше, Словакии или Румынии, воспринимаются большинством положительно. Население всегда отдавало предпочтение Бундесверу как оборонительной армии - и в меньшей степени как инструменту интервенционистской политики безопасности и обороны. Это понимание лишь сильнее укоренилось.
Die Welt: Есть ли вообще зарубежные миссии, к которым относятся положительно?
Т. Граф: Морской контроль в Средиземноморье и стабилизация Балканского региона, особенно в Косово. Как правило, они воспринимаются положительно или в основном положительно - что может быть связано с тем, что они происходят в Европе, а не за её пределами. В остальных странах, таких как Мали или Ирак, применяется следующий подход: одна треть - одобрение, одна треть - двойственное отношение, одна треть - отказ.
Die Welt: Насколько подробны знания об отдельных миссиях?
Т. Граф: В среднем уровень знаний о миссиях бундесвера за рубежом очень низок - и это касается всех миссий, будь то международное кризисное управление или оборона страны и союза. Кстати, это самооценка собственных знаний, и она имеет тенденцию быть более позитивной, чем фактические знания, как мы знаем из предыдущих исследований.
Die Welt: Правительство Германии хочет приобрести истребители F-35, чтобы продолжить ядерный обмен Германии - другими словами, размещение в Рейнланд-Пфальце американского ядерного оружия, которое в экстренном случае может быть доставлено к цели самолётами Бундесвера. В политическом плане это долгое время вызывало споры. Каково мнение населения?
Т. Граф: Существует страх войны с применением ядерного оружия, поэтому половина опрошенных поддерживает приверженность НАТО принципу ядерного сдерживания. 42% однозначно выступают за сохранение американского ядерного оружия в Германии в качестве средства сдерживания против России [«дебилы, б***ь» © – прим. «МП»]. Более спорным является совместное использование ядерного оружия, которое по-прежнему поддерживают 38% граждан. Однако 31% отвергает его, а 24% относятся к нему неоднозначно [но есть и нормальные люди в Германии, что не может не радовать – прим. «МП»]. Таким образом, вклад Германии в ядерное сдерживание остаётся предметом дискуссий.
Die Welt: В политике дебаты о восстановлении обязательной воинской службы также возникают регулярно. Что думают об этом немцы?
Т. Граф: Явное большинство немцев, 50%, выступает за введение военной службы как части общей обязательной службы для молодых людей в Германии. Многие также связывают это с положительным влиянием на набор персонала в бундесвер и способность защищать страну и её союзы.
Die Welt: А как на это смотрят те, кого это затронуло, то есть молодые немцы?
Т. Граф: Одобрение восстановления воинской службы среди пожилых людей сильнее, чем среди молодых. В самой молодой возрастной группе от 16 до 29 лет мы имеем только 36% одобрения - как среди мужчин, так и среди женщин этого возраста [а вы ожидали чего-то иного от малолетних дебилов? – прим. «МП»].
Die Welt: Доверие населения к Бундесверу было очень высоким на протяжении многих лет. С другой стороны, привлекательность Бундесвера как работодателя снижается. Как вы это объясните?
Т. Граф: Что касается доверия, то мы достигли рекордного уровня в 88%. Небольшое снижение привлекательности работодателей можно увидеть, но также и в пределах погрешности исследования. Бесспорно одно: у молодых людей есть множество вариантов на рынке труда - и на фоне войны в Европе они, вероятно, ещё более тщательно обдумают, хотят ли они вступить в Бундесвер.
Die Welt: Следующим большим вызовом безопасности после России может стать Китай. Думают ли об этом немцы?
Т. Граф: Немцы относятся к Китаю так же неоднозначно, как раньше относились к России: 30% считают перевооружение и внешнюю политику Китая угрозой безопасности Германии, треть не определилась, а треть не видит в Китае никакой опасности. Китай ещё не признан вопросом политики безопасности.
Данные опроса населения были собраны с 13 июня по 17 июля 2022 года. Для целей исследования население (т.е. все лица, которые представляют интерес для анализа и о которых будут сделаны заявления в рамках исследования) было определено как немецкоговорящее население в возрасте 16 лет и старше, проживающее в частных домохозяйствах. Поскольку не все лица из основного населения могут быть опрошены, была сделана репрезентативная выборка. Отбор лиц в выборку осуществлялся случайным образом с помощью многоступенчатой стратифицированной процедуры, так что каждый элемент совокупности имел одинаковые шансы быть включённым в выборку.
Было опрошено 2741 случайно отобранных граждан. Интервью длились в среднем 60 минут, а доля ответов составила 54%. После проведения опроса собранные данные были проанализированы институтом опросов Ipsos в соответствии с характеристиками возраста, пола, образования и размера города, чтобы привести выборку в соответствие с демографической структурой населения. После обработки собранных данных компанией Ipsos GmbH, 25 июля 2022 года Центр военной истории и социальных наук Вооружённых Сил Германии получил набор данных, на основе которых был проведён вышеуказанный анализ.
[комментарий читателя Die Welt]: Бундесвер спасёт нас от Путина. У Бундесвера нет противовоздушной обороны, они поставили её Украине. У нас хватит боеприпасов всего на два дня. На третий день мы отправляем на войну активистов климатического движения, которые приклеивают себя к автобанам. Если это Путина не остановит, тогда мы пришлём токсичных феминисток, чтобы они научили русских гендерной проблематике.
<<<ЧИТАТЬ КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ DIE WELT>>>
@Mecklenburger_Petersburger
Мекленбургский Петербуржец в: