«Мера интеллекта определяется способностью
меняться, когда это необходимо».
Альберт Эйнштейн
Несомненно, что пандемия, отголоски которой мы наблюдаем до сих пор, глубоко изменила наши социальные, рабочие и коммуникативные привычки. Длительный период изоляции и ограничений, привели к глубокому искажению возможности контакта с другими людьми. Поэтому наша потребность в отношениях неизбежно должна была найти альтернативные каналы для обедов с друзьями и семьей, деловых встреч, учебных классов, короче говоря, всего, что характеризовало нашу “нормальность”.
Так начался период дистанционной работы и дистанционного обучения; даже личные контакты все больше переходили на цифровые платформы: Skype, Zoom, WhatsApp. Они стали на долгое время местом для большинства наших повседневных коммуникаций. Эпоха Covid-19 также стала эпохой взрыва цифровой связи. Но с какими последствиями?
Что нас отдаляет?
Кто из нас, в этот период, хотя бы раз не заявил: "Конечно, общение через Интернет лишено теплоты, нельзя общаться, как раньше" - и дело не только в том, что мы не можем прикоснуться, обнять, поцеловать, но и в том, что нам трудно установить реальный зрительный контакт с человеком по другую сторону экрана. Также приходится сталкиваться с ограничениями иногда нарушаемого интернет соединения, несовершенством камер или не всегда оптимальными условиями освещения, из-за чего мы теряем богатство всех выражений лица, а это является индикатором эмоциональности нашего общения. Не говоря уже о жестах.
Цифровая коммуникация лишила нас не только физического контакта, но и всего богатства невербальной коммуникации, которая обычно акцентирует и решающим образом сопровождает содержание слов, которые мы произносим.
Что нас сближает?
Совершенно неожиданно, этот режим позволил нам стать даже ближе. Мы записывались на онлайн-курсы обучения в городах, которые были очень далеки от нас. Мы звонили родственникам по видеосвязи и устраивали «виртуальные вечеринки» с друзьями, с которыми раньше не успевали встречаться. Но самое главное, мы «вошли» в дома наших коллег, клиентов или пациентов, чего никогда не было раньше. Мы видели их в их домашней обстановке, не полностью одетыми, не причесанными и не накрашенными, как обычно. Мы видели детей, пробегающих мимо мамы или папы во время сессии, и кошек, гуляющих по клавиатуре компьютера.
Мы тоже виделись несколько иначе в нашем доме, немного безоружными и менее сильными в той роли, которую мы уверенно играли раньше, когда носили «профессиональный костюм», состоящий из одежды, а также из мест, поз и взглядов. Это создало другое соучастие с человеком по ту сторону экрана, который, как и мы носит тапочки и сидит в комнате, не предназначенной для взаимодействия с психологом.
Таким образом, холодный технологический инструмент неожиданно позволил нам испытать эмоциональную близость, которая часто бывает более интенсивной, чем та, которую чувствуешь, сидя рядом с другим человеком.
Новый коммуникативный вызов
Нет никаких сомнений в том, что, по крайней мере, в течение некоторого времени многие из наших консультаций будут проводиться через цифровые инструменты. Поэтому для сохранения нашей коммуникативной эффективности будет важно адаптировать наши коммуникативные методы к этим технологиям, превратив ограничения в ресурс.
Не имея большинства невербальных элементов — взгляда, мимики, жестов — мы должны сначала стать более искусными в выборе и использовании произносимых слов. Если раньше иронический или теплый взгляд сообщал больше, чем множество слов, то теперь мы должны уметь рассуждать особым образом, повторяя сообщение несколько раз разными словами, чтобы быть уверенным, что оно эффективно доходит до другого.
Во-первых, это означает все более и более способность сочетать логические сообщения с эмоциональными (аналоговыми), составленными из образов, афоризмов, нарративов, т. е. слов, способных вызвать у другого сильные ощущения.
Во-вторых, мы должны научиться использовать все нюансы, которые дает нам использование голоса: повышать и понижать громкость, варьировать ритм, играть на интонациях и паузах, например, когда мы “обрамляем” ключевое слово между двумя паузами, чтобы оно резонировало с эффектом эха. Таким образом, наш голос, как музыкальный инструмент, станет основным средством компенсации отсутствия других каналов коммуникации и усиливающим убедительную силу слов.
Таким образом, мы психологи сталкиваемся с новым вызовом с развитием цифровой коммуникации. Необходимо адаптировать коммуникацию, как наш основной инструмент работы к новым условиям работы.
Использование инструментов для общения на расстоянии требует умелого использования голоса и большего мастерства в выборе средств.
А как вы адаптируете свою коммуникацию к новым условиям дистанционного взаимодействия?
Если статья оказалась для вас интересной, то автору будет приятно за ваше спасибо. Это вдохновит на написание новых интересных статей!
Запись на консультацию:
телефон, WhatsApp +7-905-793-2237
скайп: sovlad2
Сурков Олег Владимирович
Я работаю с Душой!
Автор: Олег Владимирович Сурков
Психолог, Эксперт по паническим-атакам
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru