Почему малыши с таким упоением водят (вернее возят) карандашом по бумаге? Психологи считают, что таким образом они изливают переполняющие их эмоции. Это их способ понимать мир и себя. Не удивительно, что по рисунку можно сказать очень многое о том, нравится ли малышу его существование или ему не очень уютно на свете.
Хотите заглянуть в душу малыша? Выберите время, когда ребенок решит порисовать, и предложите ему нарисовать семью. Не подсказывайте и не уточняйте, кого именно и как он должен рисовать. Не мешайте ему, а тихонько наблюдайте за ним. Возможно, вас ждут открытия.
В какой последовательности ребенок нарисовал членов семьи? Если первым он нарисовал себя - это так и должно быть. Малыш рисует свой мир, в котором он - главный! Другое дело, если он нарисовал одного себя. Это означает, что он не чувствует себя членом семьи, существует сам по себе. После себя, как правило, ребенок рисует того члена семьи, которого считает самым важным.
Последними на бумаге обычно появляются братья наши меньшие - кошка и собака. А вот если хвостатый друг оказался вторым по счету, значит, малышу одиноко. Если ребенок "забыл" нарисовать кого-то из близких, это тревожный сигнал. Стало быть, этот "кто-то" малышу неприятен. Может быть, это месть за недавнюю обиду или наказание. Все дети хотят скорее вырасти, поэтому рисуют себя вровень со взрослыми - ну, может, чуточку ниже. Если же малыш нарисовал себя очень маленьким, вероятно, он слишком зависит от родителей, которые мешают ему проявлять собственную индивидуальность.
Если на рисунке все родственники стоят рядом и держатся за руки, ребенок чувствует себя частью единого целого под названием "семья". Он уверен во всеобщей любви к нему.
Ближе всего к себе ребенок рисует самого милого ему человека, которому доверяет всем существом. Родители, которые мало общаются друг с другом и с ребенком, появляются на листе бумаги в разных углах или в отдельных окошках, разделенные линиями. Хуже, если они будут стоять спиной друг к другу.
Младшие братья или сестрички тоже частенько оказываются в стороне от всех остальных. Если они к тому же микроскопических размеров, значит, ребенок ревнует и борется за внимание родителей.
А улыбки от уха до уха, бантики, цветочки, воздушные шарики летающие, как бабочки - верный признак, что ребенку хорошо в этом мире.
Дошколята уже четко рисуют все части тела и лица, не забывая о деталях. Отсутствие какой-либо части тела настораживает.
Длинные руки у кого-то из родственников говорят о страхе перед тем, что он может наказать, ударить. Если папа часто ругает ребенка, он может "забыть" нарисовать ему рот. Большие и толстые ноги у фигурок свидетельствуют, что ребенок чувствует напряженность в семье и подсознательно стремиться к более надежному фундаменту семейных отношений.
Малыш, которому неуютно в мире, нарисует страшноватых людей с раскинутыми в сторону руками и большими пальцами.
Автор, рисующий длинноногих, скорее всего, стремится к независимости, а если малыш изображает всех с поднятыми вверх руками, это не очень хорошо. Значит, ему нравится внушать страх, нравится, когда его бояться.
Самое любимое и близкое ему существо малыш постарается раскрасить тем же цветом, что себя.
Напористые и непоседливые выбирают обычно теплые и горячие цвета - малиновый и оранжевый.
Холодные тона предпочитают тихие, мечтательные, серьезные малыши. Их привлекает синий, голубой, бледно-желтый.
Контраст черного и белого - отражение внутреннего конфликта, с которым ребенок никак не может справиться.
И еще, обращайте внимание, как ваш ребенок раскрашивает изображение. Если карандаш то и дело выскакивает за пределы контура, значит, малыш свободолюбив и наделен даром независимости.
Если же рисунок раскрашен аккуратно и уж тем более, если между контуром и основным цветом остается белая полоса - это знак, что малыш не уверен в себе, чувствует себя беззащитным и постоянно нуждается в вашей поддержке.