Найти тему

Гвендолин Мэри Джон- забытый гений в Париже

Оглавление

Гвендолин Мэри Джон родилась в Уэльсе в 1876 году в семье адвоката. В 19 лет она переехала в Лондон со своим братом Августом Джоном, чтобы поступить в школу искусств Слейда. В то время это была единственная школа, которую разрешалось посещать женщинам. В 1903 году Гвендолин переехала в Париж, где она стала признанным членом парижского мира искусства. Она переехала за границу одна, будучи молодой женщиной, с небольшим количеством заказов и небольшим количеством денег. Это было невероятно смелое и амбициозное решение.

Гвендолин Джон, "Пейзаж в Тенби с фигурами", 1896, Музей и художественная галерея Тенби,  Великобритания.
Гвендолин Джон, "Пейзаж в Тенби с фигурами", 1896, Музей и художественная галерея Тенби, Великобритания.

Гвендолин Джон, Автопортрет", 1900, Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания.
Гвендолин Джон, Автопортрет", 1900, Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания.

Одержимость Гвендолин Джон рисованием одиноких фигур в голых интерьерах привела к тому, что искусствоведы назвали ее художницей-затворницей, домашней художницей.

Гвендолин Джон, "Девушка с обнаженными плечами", 1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Гвендолин Джон, "Девушка с обнаженными плечами", 1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Поселившись на Монпарнасе, Гвендолин Джон быстро стала частью художественных общественных кругов Парижа. Она подружилась со многими другими художницами, такими как Мэри Констанс Ллойд и Ида Неттлшип, и в ее письмах в Уэльс рассказывается об этой дружбе, о прогулках на лодке по Сене, посещении галереи и о рисовании в уличных кафе. Нет никаких сомнений в том, что эта молодая женщина наслаждалась богатой и захватывающей творческой жизнью.

Гвендолин Джон, "Палата общин", 1907-1908, Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США.
Гвендолин Джон, "Палата общин", 1907-1908, Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США.

Парижская муза

Художникам часто приходилось увеличивать свой скудный доход за счет гонораров моделей, и Джон не была исключением. Через год после переезда в Париж, в 1904 году, Гвендолин познакомилась со знаменитостью искусства Огюстом Роденом. Она стала его моделью, его музой, его возлюбленной, и их бурные отношения длились десять лет. Она была беззаветно предана своему пожилому возлюбленному, но эта преданность стала чем-то вроде навязчивой идеи. В конце концов, Роден прибегнул к помощи своих помощников и секретарей, чтобы держать Гвендолин Джон на расстоянии.

Огюст Роден, Памятник Джеймсу Макниллу Уистлеру, Этюд для обнаженной музы, 1908, Музей Родена, Париж, Франция.
Огюст Роден, Памятник Джеймсу Макниллу Уистлеру, Этюд для обнаженной музы, 1908, Музей Родена, Париж, Франция.

Когда ее страстные отношения с Роденом подошли к концу, Гвендолин обратилась к Церкви. В католицизме она нашла утешение и покой, а в ее записных книжках того периода представлены медитации и молитвы, а также наброски и цитаты:

"Правила, позволяющие держаться от мира подальше: не слушайте людей (больше, чем необходимо); Не смотрите на людей (то же самое); Общайтесь с людьми как можно меньше; Когда вы вступаете в контакт с людьми, говорите как можно меньше". (Гвендолин Джон)

Гвендолин Джон, "Интерьер с фигурами" 1898-1899, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.
Гвендолин Джон, "Интерьер с фигурами" 1898-1899, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.

В 1919 году она дебютировала в Осеннем салоне (знаменитой ежегодной художественной выставке). Выставка была создана как альтернатива официальному “Парижскому салону”, который молодые художники считали слишком традиционным и скучным.

Гвендолин Джон, Девушка, читающая у окна, 1911 год, Музей современного искусства, Нью-Йорк,  США.
Гвендолин Джон, Девушка, читающая у окна, 1911 год, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Гвен Джон стала выдающейся фигурой среди своих сверстников в мире парижского искусства. Она была уверена в своих суждениях и высказывала забавные, едкие и проницательные мнения об искусстве. Увидев как-то акварели Сезанна, она сказала:

"Они очень хороши, но я предпочитаю свои собственные".

Гвендолин Джон, "Монахиня", конец 1910-х годов, Художественная галерея Глинн Вивиан, Суонси, Великобритания.
Гвендолин Джон, "Монахиня", конец 1910-х годов, Художественная галерея Глинн Вивиан, Суонси, Великобритания.

С возрастом Гвендолин Джон все больше отдалялась от общества. Некоторые предполагают, что она поняла, что ее страстные, а иногда и навязчивые отношения отвлекали ее от искусства. Гвендолин всегда жила скромно, но теперь она переехала на окраину Парижа в деревню Медон.

Гвендолин Джон, "Уголок комнаты художника", ок. 1909, Национальный музей Уэльса, Великобритания.
Гвендолин Джон, "Уголок комнаты художника", ок. 1909, Национальный музей Уэльса, Великобритания.

Активно участвуя в жизни местной церкви, имея прочные связи с местным отделением доминиканских монахинь и окруженная своими кошками, она продолжала рисовать, называя себя “маленькой художницей Бога”.

Гвендолин Джон, "Кошка", 1904-1908, Тейт, Лондон, Великобритания.
Гвендолин Джон, "Кошка", 1904-1908, Тейт, Лондон, Великобритания.

Женские портреты

Большинство картин Гвен Джон - женские портреты. Мы не знаем, кто многие из этих женщин, но они явно очаровали ее. Она рисовала их сидящими или стоящими. Большинство держали руки на коленях или иногда держали книгу. В других случаях комната, которую она рисовала, была пустой, но с намеками на то, что кто-то только что ушел или возвращался. То, что может показаться обыденными предметами – книга, зонтик, чай на столе, на самом деле означает свободную женщину, которая приходит и уходит, когда ей заблагорассудится. То, что мы видим в этих комнатах и на этих портретах, - это женщина, заинтересованная в независимости и образовании.

Гвендолин Джон, "Коричневый чайник", 1915-1916, Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США.
Гвендолин Джон, "Коричневый чайник", 1915-1916, Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США.

В своих картинах художница любила использовать тонкие, приглушенные цвета. Она разработала технику нанесения густой краски мелкими штрихами для создания текстуры. Посмотрите поближе, и вы увидите мерцающую мозаику из миниатюрных цветных мазков. В Париже Гвен Джон училась у Джеймса Эббота Макнила Уистлера, от которого она узнала об огромной силе тонкого цвета.

Уистлер считал живопись логической дисциплиной, заявляя, что он преподает не искусство, а научный метод. В ответ на его наставления Гвендолин Джон разработала подробный цифровой диск для определения тональных значений, который позволил ей найти цвета, которые точно дополняли бы друг друга. Она также готовила свои полотна сама, в соответствии со своими строгими стандартами.

Гвендолин Джон, "Молодая женщина с черной кошкой в руках", 1920-1925, Тейт, Лондон, Великобритания.
Гвендолин Джон, "Молодая женщина с черной кошкой в руках", 1920-1925, Тейт, Лондон, Великобритания.

Но настоящий гений Гвендолин Джон - это ее способность создавать настроение. Посмотрите на холст и вы попадете в ее мир. Это тихие женщины, встречающиеся в моменты уединенного созерцания. Они не смотрят на зрителя в поисках утешения. Вместо этого они ведут себя спокойно и самоуверенно, чувствуя себя как дома. Их богатый внутренний мир - это то, что привлекает наше внимание.

Гвендолин Джон, "Молодая женщина в красной шали", 1917-1923, Йоркский музейный фонд, Йорк, Великобритания.
Гвендолин Джон, "Молодая женщина в красной шали", 1917-1923, Йоркский музейный фонд, Йорк, Великобритания.

По мере взросления Гвен Джон привлекла внутренняя обстановка и внутренний мир, и ее картины демонстрируют восхитительный баланс между спокойной, простой обстановкой и тем, что мы представляем как интенсивную и страстную внутреннюю жизнь разума натурщика.

Богатый Покровитель

В течение многих лет американский меценат Джон Куинн покупал все картины Гвендолин Джон. Куинн была крупным коллекционером постимпрессионизма, и именно он представил работы художницы американской аудитории, выставив ее рядом с Пикассо, Сера, Сезанном. В 1939 году, в возрасте 63 лет, когда Парижу угрожала очередная война, Гвендолин направилась в Дьепп на побережье, возможно, планируя вернуться в Англию или Уэльс, но не успела и умерла, все еще находясь на своей любимой французской земле.

Гвендолин Джон, "Выздоравливающая", 1923-1924, Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания.
Гвендолин Джон, "Выздоравливающая", 1923-1924, Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания.

Забытый гений

Гвен Джон была забыта в течение многих лет, возможно, потому, что для многих искусствоведов она была всего лишь “моделью” для основателя современной скульптуры Огюста Родена. Для других она была просто “тихой сестрой” богемного, выдающегося Огастеса Джона. Однако этот взгляд постепенно изменился, и теперь ее невероятному таланту позволено засиять. Сегодня она прочно вошла в историю парижского искусства. Личная свобода, которую Гвендолин Джон обрела в Париже, присутствует в каждом мазке кисти, в каждом портрете. Страстная, независимая, искренняя: Гвендолин Джон была женщиной-первопроходцем своего времени.