Павловский парк за день не обойти, это крупнейший пейзажный парк в Европе. Его площадь составляет почти 600 гектаров, а протяжённость его аллей и дорожек - около 90 километров. Во время прогулок точками притяжения становятся разнообразные уникальные сооружения. Давайте остановимся около некоторых из них.
Обустройство Павловского парка началось вместе со строительством дворца в 1777 году, после того как Екатерина II, по случаю появления на свет первого внука (будущего императора Александра I), подарила земли по берегам реки Славянки сыну Павлу. Над созданием парка работали известные архитекторы – Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Андрей Воронихин.
Храм Дружбы
Павильон Храм Дружбы, расположенный в излучине реки Славянки, называют символом Павловского парка. Он имеет вид античной ротонды с плоским куполом и шестнадцатью колоннами. Над входом надпись: "Любовь, почтение и благодарность посвятили".
Этот павильон был задуман как дар императрице Екатерине II от сына, великого князя Павла Петровича, и его супруги Марии Фёдоровны в знак благодарности за подаренные земли.
Когда-то Храм Дружбы был местом проведения камерных концертов для избранной публики, а сейчас здесь экспонируются скульптуры из фондов Павловского музея.
Колоннада Аполлона
Шотландец Чарльз Камерон, увлечённый античностью, возвёл на берегу русской реки Славянки Колоннаду Аполлона - одного из главных богов античной мифологии. Два ряда колонн создавали круг, в центре которого находилась статуя Аполлона Бельведерского. Колоннада олицетворяла гору Парнас, где обитал покровитель муз. По одной из легенд, однажды, во время сильной грозы часть колоннады обрушилась, и разрушения решили не восстанавливать, поскольку руины придали пейзажу романтический характер. По другой версии, Камерон изначально задумал колоннаду частично разрушенной, чтобы создать атмосферу античности.
В 1782 году, путешествуя по Европе, Мария Федоровна писала в Павловск управляющему: «Колоннада и Храм в Павловске мне дороже всех красот Италии».
Пиль-башня
Пиль-башня – павильон в пасторальном стиле, построенный по проекту Винченцо Бреннае. Внешне он похож на пильную мельницу (мельницу для обработки древесины). Конусообразная крыша башни покрыта соломой. Стены были расписаны итальянским художником-декоратором Пьетро Гонзаго так, что создавалась иллюзия полуразрушенной постройки. Опоясывающая башню лестница ведёт на второй этаж, где расположен круглый зал. Он служил местом отдыха во время долгих прогулок.
Убранство зала контрастирует с внешним видом постройки. Здесь росписи, лепнина, мраморный камин, полукруглые диваны, обитые расписным шелком. Помещение на первом этаже было гораздо скромнее, там находилась «караульня».
Вольер
Изящный парковый павильон Вольер, построенный в классическом стиле, изначально предназначался для содержания певчих птиц. В переводе с французского, вольер - это птичник. В XVIII веке подобные вольеры были в моде. В Павловском Вольере среди дикого винограда и других зелёных насаждений жили соловьи, малиновки, чижи и щеглы. Их пение радовало слух хозяев и гостей, гуляющих по парку. Через несколько лет после смерти Павла I, его супруга, Мария Фёдоровна, выпустила птиц на волю, а павильон стал ещё одним местом приятного отдыха.
Холодная ванна
Павильон Холодная ванна называли также Летней Мыльней и использовали в качестве бани. Эта постройка отличается небольшими размерами и простым архитектурным решением. Она состоит из ротонды с полусферическим куполом и прямоугольной пристройки с двускатной крышей. В центре круглого помещения под куполом находился бассейн, огражденный балюстрадой. В середине бассейна был оригинальный фонтан-душ в виде медного шара. Второе, прямоугольное, помещение служило для отдыха, здесь располагалась красивая мебель и камин с зеркалом.
К Холодной ванне ведёт каменный мост через Славянку. Он украшен двумя парными статуями кентавров - безбородого (молодого и весёлого) и бородатого (старого и страдающего). Это свободные копии античных оригиналов II в.н.э. Античные кентавры, впечатлили Павла Петровича и Марию Федоровну во время посещения Капитолийского музея в Риме, и они пожелали иметь таких же у себя в Павловском парке.
Памятник императрице Марии Федоровне
Установить памятник императрице Марии Федоровне хотел её младший сын – великий князь Михаил Павлович, владевший Павловском после смерти матери. Был даже объявлен конкурс, в котором участвовали известные скульпторы и архитекторы. Но реализована эта идея была лишь в1914 году, когда Павловск принадлежал великому князю Константину Константиновичу. Статуя установлена в центре павильона-беседки с колоннами, который построили по сохранившемуся проекту К.И. Росси 1816 года, не осуществлённому в XIX веке .
Скульптуры и деревья
В Павловском парке вы увидите множество разнообразных скульптур, выполненных из мрамора, бронзы, камня и чугуна. А также деревья, которым больше двухсот лет. По словам сотрудников Музея-заповедника "Павловск", самому старому дубу, который произрастает в долине реки Славянки, порядка 250 лет. Его ствол состоит почти из одной коры, но любовь к жизни у дерева так велика, что каждую весну оно зеленеет вновь.
Анна Ахматова в 1915 году писала:
Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
Все фото автора.