Найти тему

Nightwish - история альбома Once

Оглавление

На альбоме Once (2004) Туомас Холопайнен дал волю своему воображению – и это превратило финских симфоник-металлистов из Nightwish в одну из популярнейших групп в Европе…

«Создавая такой действительно оркестровый, симфонический материал для четырёх альбомов, вы должны быть готовы выйти на следующий уровень и сделать 10 шагов за пределы».

Морозным днём в начале 2004 года, журналисты издания Kerrang! были приглашены в студию Phoenix Sound в Лондоне, распложенную сразу за ареной Уэмбли, чтобы посмотреть, как воплощается в жизнь творческое видение. Очень, очень медленно. В огромной гостиной студии две дюжины хористов идеально пропевали драматическую музыкальную фразу, которая звучала как что-то из саундтрека к фильму «Омен». Наверху, в диспетчерской студии, беспрерывно расхаживал Туомас Холопайнен, крепко зажмурив глаза, одновременно взволнованный, сосредоточенный, возбужденный, уверенный и встревоженный, щелкая пальцем в такт каждой пронзительной вокальной партии. «Ещё раз», – требовал он, прокручивалась лента, и те же 10 секунд музыки снова звучали из массивных динамиков, когда хор пытался попасть в крошечное яблочко, которое было у клавишника Nightwish в его воображении.

Этот процесс продолжался целую вечность. Когда он закончился, облегчения не последовало, хор просто перешёл к следующему фрагменту. И Туомас снова принялся расхаживать взад-вперёд.

Песня называлась Dark Chest Of Wonders, трек, который в конечном итоге откроет пятый альбом Once. К этому моменту группа уже стала одной из крупнейших метал-групп в Европе и настоящей знаменитостью в Финляндии, при этом навыки Туомаса как композитора и клавишника выделяли его как артиста с амбициями, выходящими далеко за рамки металла. Действительно, когда в тот день он наконец сделал перекур между дублями, он сказал нам: «Я искренне верю, что то, что мы делаем – это музыка к фильмам, прикрытая маской тяжёлого металла».

Теперь ему представился шанс дать волю своему воображению. Впервые у Nightwish был достаточный бюджет, чтобы сделать запись с настоящими оркестром и хором, которые до этого в основном создавались искусственно. Их прорывной альбом Oceanborn 1998 года был записан в сыром школьном спортзале, о чём Туомас размышлял так: «Мы все были такими любителями, когда дело доходило до записи. Мы на самом деле не знали, что делаем!».

«Мы пригласили это струнное трио, которое было полным дерьмом, потом пригласили ещё одну скрипку, потом ещё одну скрипку сверху, – вспоминал он. – Итак, мы закончили тем, что на треке Moondance было 20 дорожек скрипки, просто потому, что мы не делали этого раньше и не знали, что делать!».

На этот раз в их распоряжении был Лондонский сессионный оркестр, вы его знаете, этот оркестр записывал саундтрек к «Властелину колец», также Nightwish прибегнули к помощи классического продюсера и аранжировщика Пипа Уильямса. Если Туомас беспокоился о том, чтобы правильно организовать хор в тот день, когда мы присоединились к нему в студии, то совсем другая история, когда дело дошло до захвата эпических оркестровых элементов альбома.

«С нашей стороны всё было довольно непринужденно, потому что все участники оркестра действительно знали своё дело, поэтому мы в основном провели два дня, лёжа на диване и слушая, как все эти люди играют наши песни, наслаждаясь каждым моментом, – сказал Туомас. – Это было одно из самых удивительных впечатлений в моей жизни. Первой песней, которую они начали играть, была Ghost Love Score, и мы понятия не имели, чего ожидать. Я просто подумал: «Этого не может быть!»».

В творческом плане это было ошеломляюще. Хотя группа с оркестром не были новой идеей, вспомните хотя бы Metallica с их концертным альбомом S&M, но ещё никто не соединял их так естественно и так искусно, как Nightwish. И что было примечательно, так это то, насколько это было понятно и доступно: песни Dark Chest Of Wonders, Wish I Had An Angel и Nemo были одиночными фейерверками, в то время как песня Planet Hell демонстрировала по-настоящему агрессивный характер. А в треках Creek Mary’s Blood, Higher Than Hope и The Siren грандиозная драма действительно занимала первое место, и это была непреодолимая мощь.

В преддверии альбома в апреле 2004 года был выпущен сингл Nemo и сразу же занял первое место в Финляндии. Когда месяц спустя был выпущен альбом, он повторил это достижение, а также занял первое место в Германии и Норвегии. Журнал Kerrang! поставил альбому наивысшие оценки. Примечательно, что оценки журнала из Великобритании были наиболее красноречивыми, так как именно здесь проходила запись альбома и журналисты издания прекрасно знали насколько масштабной была эта запись. Позициями в британских чартах альбом похвастаться не мог, но песня Nemo стала неотъемлемой частью рок-телеканалов, а аудитория на британских концертах значительно выросла. Через шесть лет после выхода их первой пластинки группа дебютировала в Великобритании в августе 2003 года, став хедлайнером тогдашнего фестиваля Bloodstock, а на следующий день сыграла в лондонском клубе LA2 вместимостью 800 человек – и то, и другое рассматривалось как редкое событие. Но после выхода Once они начали гастролировать должным образом, в залах вместимостью более 1000 человек, и в конце концов легко распродали все билеты на знаменитую площадку Hammersmith Apollo.

«На этот рынок [рынок Великобритании] очень сложно пробиться, – признался Туомас за кулисами лондонского клуба LA2 через год после записи альбома, – но мы работали изо всех сил».

Впрочем, в этом не было ничего удивительного. К этому моменту Nightwish спокойно превратились в одну из крупнейших метал-групп Европы. В октябре 2004 года журналисты Kerrang! присоединились к ним в турне по Германии, где они играли на Нюрнбергской арене (огромный ледовый каток) и мюнхенской арене Zenith (огромный авиационный ангар). Это поездка была примечательна двумя вещами, во-первых, разбитое окно в отеле группы в Нюрнберге, из-за которого журналистов Kerrang! разбудила в 6 утра немецкая полиция, ошибочно решив, что они ответственны за произошедшее, а также, что они являются частью команды группы, поэтому их послали разбудить всех участников группы. Но, во-вторых, это был также тур, где вы могли увидеть, как группа разрывала каждую площадку в режиме реального времени. И они делали это каждую ночь.

Альбом Once был не только творческим и коммерческим взлётом Nightwish, но также ознаменовал конец целой эпохи. В октябре 2005 года группа украсила обложку журнала Kerrang! впервые появился снимок певицы Тарьи Турунен в финской церкви с мечом в руках под заголовком «Королева металла увидит вас сейчас» (The Queen Of Metal Will See You Now). Но в этой пьесе нельзя было избежать того, насколько велика дистанция между вокалисткой и её коллегами по группе. В 2004 году в Германии она призналась, что, как для классической певицы, металл не совсем её сфера деятельности. «Наши фанаты очень уважают меня, потому что они знают, что я не хэви-металл певица, – засмеялась она, – они знают, что я леди, а не рок-сучка». Но это не имело особого значения, потому что это сработало так хорошо. Однако, атмосфера, исходившая от её коллег по группе, была похожа на неприятности в раю.

-2

В конце тура Once Upon A Tour, сразу после триумфального финального шоу на хельсинкской «Хартвалл Арене», Тарья была уволена через открытое письмо, отправленное Туомасом и подписанное остальными участниками группы, которые ссылались на трудности в отношениях с ней, её мужем и менеджером. Группа также буквально уведомила, что «следующий альбом Nightwish будет последним».

Как ни странно, группа разместила письмо и в интернете. Что бы вы ни думали по этому поводу, оглядываясь назад, пункты послания рассказывают о том, что произошло с группой за предыдущие два года, и о том, что когда-то было сделано. «Пришло время решить, закончится ли история Nightwish здесь или она всё ещё будет продолжаться неопределённый период времени, – говорилось в послании. – Мы работаем с этим творением уже девять лет и пока не готовы сдаваться. Nightwish – это образ жизни, ради которого стоит жить, и мы уверены, что не можем его отпустить».

«Ты сама заявляла, что ты всего лишь «приглашённый музыкант» в Nightwish. Теперь этот визит заканчивается, и мы продолжим деятельность Nightwish с новой вокалисткой. Мы уверены, что это такое же большое облегчение для тебя, как и для нас. Мы все уже достаточно долго чувствуем себя некомфортно», – говорилось в обращении к Тарье.

-3

Но письмо также указывает на уверенность группы в том, что они достигли точки, когда стали фактически слишком состоятельными, чтобы потерпеть неудачу, и что такая значительная перемена в группе может быть принята. «В интервью я упоминал, что если Тарья уйдет, это будет концом группы. Я понимаю, что люди будут думать именно так, – написал Туомас. – Однако Nightwish – это пейзаж моей души, и я не готов расстаться с ним из-за одного человека».

Это была авантюра, которая скорее спасла Nightwish, нежели развалила группу. Шестнадцать лет и две вокалистки – Nightwish остаются одной из крупнейших метал-групп Европы. Каждый альбом с тех пор был записан с оркестром и хором, поскольку Туомас продолжает проявлять себя как поистине уникальный музыкант, отчасти звуковой провидец, отчасти волшебник. Но именно альбом Once превратил их из культового концерна в настоящих мегазвёзд, где гениальность столкнулась с успехом и подняла их на высоту, с которой им ещё предстоит упасть.