Художественная культура Индии поражает удивительным видовым многообразием, приверженностью к преемственности традиций, прочными связями с философско-мировоззренческими древними системами. В индийском трактате на санскрите «Натьяшастра» («Трактат о театральном искусстве» или «Трактат о драме, музыке и танце»), первые века н.э., специальные главы посвящены правилам и законам создания драматургического произведения, стихосложению, музыкальному искусству и технике танца. В «Натьяшастре» говорится, что, когда письменные тексты стали духовной прерогативой образованного меньшинства, боги обратились к Брахме, чтобы он провозгласил пятую веду в форме искусства, которое будет понятно всем независимо от кастовой принадлежности и образования. В результате появилась «Натьяведа», вобравшая в себя содержание остальных четырех вед и представляющая квинтэссенцию всех видов искусства (литература, скульптура, музыка, живопись, танцы).
Народы Индии наделены большой музыкальностью, тонким слухом и высоким чувством ритма. В музыкальных образах отразилась вся многоликая Индия. Индийская музыка имеет культово-ритуальную классическую традицию. Помимо этой традиции существовали и развитые формы народного и светского музыкального искусства. Традиция закрепила и передавала из поколения в поколение, от учителя к ученику, единые художественные принципы создания музыкального образа, единые методы передачи различных эмоциональных состояний, обязательные для вокалистов и инструменталистов.
В основе индийской традиционной музыки лежит музыкально-импровизационное искусство. Любое музыкальное произведение создается на основе традиционных мелодико-ритмических построений – раг. Рага – это музыкальное сопровождение темы, мелодичная основа, допускающая импровизацию. Индийские музыканты, выбрав для исполнения определенную рагу, создают на ее основе развернутую музыкальную композицию. Таким образом, музыкант является и исполнителем и творцом музыкального произведения. Раги различаются и своими ритмическими построениями. Роль ритма (тала) в создании музыкального образа особенно значительна, это – пульс песни, временной цикл, проходящий через мелодию, определяющий ее настроение и характер.
Каждая рага тесно связана с понятием раса. Концепция раса (поэтическое чувство, вкус) – это учение об эстетическом переживании и наслаждении, возникающих при восприятии художественного произведения. «Натьяшастра» различает восемь основных чувств, каждому из которых соответствует определенный вид раса. Это - любовь, веселье, печаль, отвага, гнев, страх, отвращение, удивление. В отличие от основных чувств, которые овладевают человеком на длительное время, индийская эстетика различает и другой вид чувств и состояний – кратковременных, их насчитывается тридцать три (например, уныние, тревога, растерянность и т.д.).
В индийской классической музыке есть два направления: северное (хиндустани), подвергшееся влиянию извне, и южное (карнатак), сохранившее изысканный национальный стиль. Музыка хиндустани испытала на себе воздействие персидской и центральноазиатской музыки. Различия между двумя направлениями выражаются в исполнительских и жанровых особенностях. Музыка Южной Индии основывается главным образом на вокальной традиции, музыка Северной Индии – на инструментальной. Для исполнения музыки Северной Индии используется большой набор инструментов, каждый из которых обладает уникальным звучанием. Наиболее известны струнно-щипковые инструменты – ситар, сарод, вина; струнно-смычковые – саранги; духовые – флейты, шехнаи и надасварам (разновидность гобоя); ударные – табла, мриданга, гхата. Музыка Южной Индии отличается более четким построением и смещением акцентов импровизации. Музыканты строго придерживаются правил построения определенных композиций и еще более строго соблюдают цикл талы. Раги обычно называются санскритскими именами, тогда как на севере используются названия на региональных диалектах. Наиболее распространены в Южной Индии следующие инструменты: флейта, скрипка, вина, из духовых - надасварам, из ударных - мриданг, гхата и ганджира.
Рассмотрим основные индийские музыкальные инструменты. Очень популярен в Индии струнный музыкальный инструмент — ситар. Его резонансные струны, отзываясь на звуки основных, создают уникальное звучание, которое отличает ситар от других инструментов. Звуки извлекают пальцами или специальным медиатором, надеваемым на указательный палец. Самый известный индийский ситарист – Рави Шанкар (1920 - 2012).
Один из самых совершенных и сложных для игры щипковых инструментов, способный передавать как протяжные звуки, так и быстрые отрывочные музыкальные фразы — сарод. Корпус его изготавливается из дерева и обивается козьей кожей, у сарода 6 основных и 11-12 резонансных струн. Одним из самых известных музыкантов играющих на сароде является Али Акбар Кхан (1922 - 2009), его часто можно было услышать в дуэте с Рави Шанкаром.
Вина — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет форму лютни. Индийскую богиню мудрости Сарасвати, покровительницу искусств и наук, часто изображают с виной в руке.
Индийский смычковый музыкальный инструмент саранги, корпус которого выдалбливается из цельного куска дерева прямоугольной формы, имеет 3-4 основные и до 40 дополнительных резонирующих струн. Исполнитель играет сидя, держа инструмент вертикально, нижнюю часть корпуса опирая о скрещенные ноги, а верхнюю часть прислонив к левому плечу. Среди выдающихся сарангия XX в. - Бунду Кхан (1880 - 1955, Пакистан) и всемирно известный Рам Нарайян (1927, Индия), благодаря его деятельности саранги и приобрёл значение инструмента высокой традиции.
Шехнаи - гобой с двойной дудочкой, непрерывную и монотонную мелодию из которого музыкант извлекает обычной методикой игры на духовых инструментах. В свою очередь, надасварам - это южноиндийский вариант шехная, только существенно больше. Производится он из особой разновидности древесины, и является одним из самых громких в мире немедно-духовых музыкальных инструментов. На его корпусе находится семь отверстий для пальцев, есть также пять дополнительных, просверленных в нижней части. Он считается инструментом, приносящим удачу, поэтому постоянно используется в храмах и на свадебных церемониях.
Среди множества ударных инструментов особенно популярны три: гхата, мриданг и табла. Гхата состоит из глиняного сосуда с натянутой на него кожей, звук извлекается ударами пальцев и ладоней. Другой ударный инструмент, мриданг, выдалбливается из куска дерева, которому придается цилиндрическая форма, а корпус покрывается кожей. Табла же состоит из двух небольших барабанов: деревянного для правой руки и глиняного или металлического для левой. Звук извлекается открытой ладонью или пальцами. Один из самых известных музыкантов, прославивших этот инструмент на весь мир, — легендарный индийский музыкант Закир Хуссейн (1951).
В южноиндийской музыке используется небольшой бубен - ганджира. Он делается из деревянной основы, на которую натягивается выделанная кожа, а другая сторона остаётся открытой. На рамке имеется одна пара металлических тарелочек. Ганджира имеет достаточно высокий звук.
Спасибо за внимание. В следующий раз мы рассмотрим основные виды индийских танцев.