Найти в Дзене

Где можно (и нельзя) ездить на квадроцикле в России: разрушаем популярные мифы.

Мотовездеходная логистика — вопрос, в котором сломано немало копий. Однако, несмотря на достаточно убедительную аргументацию, многие доводы в спорах являются всего лишь неверной трактовкой законов и ПДД. Сегодня мы решили основательно разобраться в самых распространённых тезисах и выяснить, кто прав, а кто заблуждается.

Миф №1: Если в водительском удостоверении открыта категория В1, то можно спокойно ездить по ДОПам.

Да, но нет. Категория В1 в водительском удостоверении действительно даёт полную свободу передвижения по дорогам общего пользования — но только для квадрИциклов, а не квадрОциклов. Из-за схожести названий многие путают эти два вида техники, однако это в корне не верно.

Квадрициклы — это мототранспорт с четырьмя колёсами, являющийся полноценным дорожным ТС, который в обязательном порядке комплектуется свето- и звукосигнальными устройствам, противотуманками, ремнями безопасности и, что самое главное, заводской табличкой транспортного средства*. Следовательно, в магазине при покупке квадрицикла новоиспечённому владельцу выдают ПТС, позволяющий поставить технику на учёт в ГИБДД и невозбранно кататься по дорогам общего пользования. Собственно, вот пример такой техники под названием Bajaj Qute:

*Более подробно о техническом оснащении квадрициклов и требованиях, которые к ним предъявляются, можно прочитать в ГОСТ Р 51815-2001 «Квадрициклы».

Ну а что же квадрОциклы? Обратимся всё к тем же ГОСТам, а именно — к ГОСТ Р 52008-2003 «Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные» (Four wheel all-terrain vehicles). Вот здесь-то мы с вами и видим привычные мотовездеходы, которые узнаются по всем пунктам: ловушки для ног, рычаг тормоза на руле или под правой ногой, багажные площадки и так далее.

После изучения данных документов становится ясно, что квадроцикл ≠ квадрицикл. Следовательно, категория В в водительском удостоверении никак не относится ни к эксплуатации квадрОцикла, ни к возможности кататься на нём по ДОПам.

Едем дальше!

-2

Миф №2: При наличии удостоверения тракториста-машиниста можно спокойно ездить по ДОПам.

Ещё один популярный аргумент звучит примерно так: «На квадроциклы нужны права тракториста, если они у меня есть, то я могу кататься там, где можно тракторам и аналогичной технике». Ну то есть везде, где нет знака 3.6.

Очередной пример того, как желаемое выдают за действительное. Для управления квадроциклом действительно нужно удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией Al. Однако не стоит забывать, что в данном удостоверении есть ещё 8 категорий для прочих видов транспорта: все они имеют разные ТТХ и оснащение, а вместе с ними — и разную, так сказать, географию поездок, которая им позволена по закону.

Поэтому в случаях, когда оппонент аргументирует свою точку зрения тем, что раз «Кировец К-744» по тракторным правам по дорогам катается, то и квадроциклам можно, просто напомните собеседнику, что на условный «Кировец» требуется категория D, а не Al — следовательно, их как минимум некорректно сравнивать.

Этот момент отражает как название экзамена на категорию Al, так и регулирующие его регламенты ФЗ от 02.07.2021 № 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники»: там прямым текстом сказано, что к данной категории относятся автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

-3

Ну и напоследок — выдержка их «Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» (Приложение к приказу Минсельхозпрода РФ от 29 ноября 1999 г. N 807):

— Под самоходными машинами в настоящей Инструкции понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (далее именуются - внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3, не относящиеся к автомототранспортным средствам.

Миф №3: Раз асфальта нет, то можно кататься.

Завершает наш парад заблуждений довод о том, что пока человек не катается на квадроцикле в черте города и по асфальтированным хайвеям, то и вопросов к нему быть не должно. И это — очередной пример незнания ПДД либо неверной их трактовки.

Дело в том, что к дорогам общего пользования относятся не только вышеупомянутые городские проспекты и магистрали, а вообще любая обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств поверхность искусственного сооружения или участок земли. То есть в число ДОПов могут попасть даже размытые грейдеры в дикой глуши — просто потому что они некогда активно использовались и получили статус дороги, который впоследствии таковым и оставили. Ещё больше информации о том, что относится к дорогам, можно почитать в ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ и связанных с ним документах.

-4

Вердикт: а где в итоге на квадроцикле кататься-то?

С точки зрения буквы закона владельцы квадроциклов находятся примерно в том же положении, что и поклонники водномоторных заплывов, только вместо водоохранных зон — извилистая сетка дорог общего пользования, путь на которые закрыт. Ну и вишенка на торте: заповедные зоны и частные территории, куда на мотовездеходе тоже не проехать. Как быть?

Изучать карты, читать форумы и активно общаться с сотрудниками из Гостехнадзора. В первых двух случаях можно найти подходящие локации для покатушек, в последнем — подтвердить или опровергнуть законность данного мероприятия. В большинстве случаев владельцам квадроциклов удаётся найти бинго, в котором искомые маршруты оказываются аккурат за воротами загородного дома или дачи.

Ну а в крайнем случае всегда можно найти поблизости подготовленную трассу или полноценный сафари-парк, коих в стране за последние десять лет появилось более чем достаточно. О том, как доставить туда квадроцикл, мы рассказывали вот в этой статье.

В остальном же — выбор за вами. Увидимся на бездорожье!

-5

Больше полезных статей ищите в официальном блоге Avantis. И подписывайтесь на наши соцсети — чтобы не пропустить свежие новинки и актуальные акции:

  • Официальный канал на YouTube: обзоры на технику Avantis, онборды наших гонщиков и много другого топового контента.
  • Telegram-канал: для тех, кто хочет следить за актуальной информацией в удобном формате.
  • Telegram-чат: здесь можно задать вопрос по технике, поделиться собственным опытом, а также просто пообщаться с единомышленниками.
  • Avantis ВКонтакте: всё и сразу на одной площадке.

Ищете квадроцикл, но не знаете, какой купить? Наши специалисты помогут подобрать идеальный вариант под ваши цели, задачи и бюджет. Звоните: +7 (800) 302-87-62 или пишите в онлайн-чат на сайте avantsb.ru.

Если вы не в Москве, посетите любой из мотосалонов Мопеды.РФ — технику Avantis можно найти и там: с официальной гарантией и доставкой по всей России.