Фильм 1962 года «Порожний рейс» навел нас на мысль о том, что есть некие сюжетные конструкции, напоминающие камень на распутье, где замер богатырь. Повернул направо – получил лирическую комедию в стиле «Девчат». Пошел прямо - приобрел романтику, напоминающую «Карьеру Димы Горина». А коли направился налево, то на выходе ожидает криминально-производственная драма (читай - «советский нуар»).
Вроде бы и исходные данные одни те же: тайга, лесозаготовки, девушки, теплые чувства – но жанровая реализация совершенно разная. «Порожний рейс» получился неожиданно смелым и на удивление качественным – отнюдь не случайно картина получила «серебро» на третьем Московском международном кинофестивале.
Даже если оставить в стороне сюжет, то привлекает актерский состав. Александр Демьяненко, Анатолий Папанов, Борис Чирков. И, конечно же, буквально вытаскивающий на своих плечах всю криминальную историю, не давая ей превратиться в банальную уголовщину, Георгий Юматов.
Это мы с высоты многих лет привыкли к тому, что этот удивительный актер играл положительных персонажей, однако в данном случае шофер Николай Хромов не просто «себе на уме», он вовлечен в хитроумную схему. Заметно накручивая пробег грузовика, он получает незаслуженные премии. И немаленькие.
Многие в поселке знают (или, по крайней мере, подозревают), что «перевыполнение плана» Хромовым - это своего рода афера, но предпочитают не вымешиваться. В итоге среди знакомых шофера царит подозрительность. Например, его подруга опасливо говорит московскому журналисту, что знать ничего не хочет о его делишках.
Прибывший из столицы Павел Сироткин совершенно случайно натыкается на следы крупномасштабных махинаций. Он даже сам не подозревает, в какой опасности он оказался. На это намекают невольные движения Хромова, которого застали за сливом неучтенного бензина. Он словно размышляет: столкнуть «писаку» в обрыв или нет?
Фильм вообще полон мрачных недомолвок, которые как бы являются «вторым дном» ленты. Например, афера придумана отнюдь не самим шофером. За тёмными делишками стоит директор местного леспромхоза. Чувствуется, что на его счету не только липовое перевыполнение плана. На это указывает фраза Хромова, мол, прочитай «Фауста». Как ученый продал душу черту и жил себе всласть.
Именно подобное существование видится ему мерилом всего. По этой причине его называют «чёрным человеком». Однако в отличие от «тёмного двойника» (вспоминайте стихи Есенина) это означает пережитки прошлого. И опять всплывает фигура директора, дескать, тот уж больно любит жить авансом в счет будущего строительства коммунизма.
Фильм бесподобен на уровне диалогов и отдельных реплик. Уровень мастерства едва ли сопоставим с каким-то другим фильмом. Персонаж Папанова, например, подчеркнуто не слышит, что ему говорят: « - Ты комсомолка? – Нет! – Вот комсомолка, а анархию разводишь…» Именно он организует «порожний рейс», когда Хромов должен доставить столичного гостя до станции, тонко намекая (но без слов), что не будет большого греха, если тот «пропадет» во время какого-нибудь происшествия.
Может показаться, что поломка машины посреди пурги была случайностью. Однако этот инцидент видится как хитрый план, когда есть вероятность одновременно устранить и разоблаченного участника аферы, и не в меру понятливого журналиста. Мол, замерзли насмерть, ибо тайга не прощает оплошностей.
Вторая часть фильма не просто отвечает канонам нуара, когда Хромов «назло» пытается спасти своего попутчика, так как не хочет быть убийцей, но является своего рода ответом другому, весьма популярному в СССР фильму «Последний дюйм». Не случайно крошечная роль летчика Волкова была поручена Николаю Крюкову. Зрителю как бы говорят, что выживание – это проблема не только экзотических стран, но и куда более близких территорий.